• Дорогой гость!

    Мы рады приветствовать вас на форуме Эвендима!

    Эвендим - это один из крупнейших проектов, посвященных миру Толкина, на котором вы можете найти все, что вам интересно! Эвендим ставит перед собой цель - объединить поклонников мира Толкина со всего мира. Вместе с нашими форумчанами, которые стали нашей второй семьей, мы постоянно работаем над тёплой и дружеской атмосферой, благодаря которой, так легко заводить новых друзей, и приятно проводить время!

    Мы приглашаем вас познавать мир Толкина, играть в игры, заводить новых друзей, и строить Эвендим вместе с нами!
Tips

Влияние Толкина на культуру

Fellchart

Воевода
Обсуждаем влияние Толкиена на мировую культуру. Просьба, чужие статьи не выкладывать. Пишите здесь свои мысли. Может в чьем-то произведении вы увидели что-то похожее на мир Толкина?
 

Nenvellon

Halfelven
  • Орден Белого Древа
Тк фэнтази я стала читать уже после Толкина, то везде нахожу что-то на Толкина похожее - как минимум "стандартные" расы: эльфы, люди, гномы, орки.
 

Nenvellon

Halfelven
  • Орден Белого Древа
С Толкина началось фэнтази как жанр, так что в любой книге этого жанра будет ощущаться влияние Толкина. И это нормально. Главное, чтобы это оставалось именно влиянием, и не переходило в заимствование.
 

Aino

Воевода
Насколько прочно Толкин ассоциируется со всем фентезийно-сказочно-возвышенно-романтическо-героическим можно судить хотя бы по тому, как часто натыкаешься на упоминания Толкина вне непосредственной связи с его творчеством. Хотя, нужно признать, во многих случаях эти упоминания носят негативно-насмешливый оттенок. Помнится, в сериале «Пси-фактор» как-то прозвучал такой диалог; « – А ведь в древности люди верили в фей, эльфов, гномов… – Я пока не готов обращаться к Толкину». Пару лет назад в журнале Classic Rock в статье о Шэрон ден Адель, встретилось предложение – дескать, она поёт в окружении «парней толкиновского вида». Или читаю недавно книгу, и получаю смачную оплеуху:
«Инфанты не могут ориентироваться в современном гибком, морально релятивистском мире и потому ностальгируют по миру другому – простому, где «сразу ясно, кто друг, а кто враг». Отсюда же любовь взрослых, но психологически незрелых людей к сказкам, типа толкиеновских».
Да и то, что в английском языке слово tolkienesque стало полноценным прилагательным, включаемым в словари, говорит о многом.
 

dinVolt

Толкинист
  • Лунный камень Эвендима
Интересно, а образование множественного числа слов, оканчивающихся на f не от него пошло? :)
 

Aino

Воевода
Интересно, а образование множественного числа слов, оканчивающихся на f не от него пошло? :)
Как громко сказано… Едва ли он имеет какое-то отношение к телятам, ворам, ножам, листьям и волкам. До сих пор ему приписывали лишь популяризацию формы dwarves среди авторов фэнтези.
 

dinVolt

Толкинист
  • Лунный камень Эвендима
М, я ступил. Думал, что elves - тоже его нововведение :)
 

Nenvellon

Halfelven
  • Орден Белого Древа
Elves, насколько я помню, устаревшая форма слова, которую Толкин вытащил на свет
 

Aino

Воевода
Нэн, ты путаешь с прилагательными elfish/elvish и elfin/elven. Elves - единственно правильная форма образования множественного числа. Таковой она была и до Толкина, и во время Толкина, и остается по сей день.
 

Aino

Воевода
В современном английском языке правильная форма множественного числа слова dwarf долгое время выглядела как dwarfs. Толкин же при написании «Хоббита» использовал множественную форму dwarves. Собственно, сначала он этого даже не заметил, а когда заметил, признал, что написание ошибочно, но заявил, что его гномы – это гномы не простые, а золотые, поэтому им позволено быть dwarves в обход всех правил орфографии. А в последующем так укрепился в своей вере в эту расовую теорию, что начал отрывать руки всем редакторам, которые из самых благих побуждений пытались ликвидировать профессорскую безграмотность. И вот года после 1960 написание dwarves потихоньку-помаленьку стало плодиться и размножаться, и приписывается этот эффект именно толкиновскому влиянию. И если, скажем, в «The Oxford Guide to the English Language» 1984 года выпуска множественное число все еще дается как dwarfs, сопровождаясь лишь кратким примечанием «”Dwarves” only in J.R.R. Tolkien’s writings», то сейчас в любом словаре можно увидеть два равноправных варианта образования множественного числа.
 

Luke

Лейтенант
Мне кажется, Сильмариллион был написан под большим влиянием библии. Конечно же с использованием приемов художественной литературы.Поэтому она, наверное, популярна.
 

КелебЭстель

Капитан
Толкин внес значительный вклад в данный жанр, при чем в мировом масштабе, конечно же во многих источниках можно наткнуться на что-то знакомое из его творчества
 

Теодред

Капитан
Да не во многих, а почти во всех, кроме, может "Хроник Нарнии" и "Ведьмака".
 
То что имеются языки, полностью самостоятельные, уже говорит о том что культура есть. Что касается влияния - оно огромно: миллионы фанатов, развитие различных игр (ролевые, компьютерные), появление последователей, создание произведений по мотивам творчества Толкина. Этот человек обессмертил себя.
 

Ælfwīs

Хранитель Эвендима
Команда форума
  • Лунный камень Эвендима
  • Орден Белого Древа
Влияние просто огромное.
Да по сути весь жанр «epic fantasy» (да и «heroic fantasy» стали «рядить под Толкина» вскоре после успеха Профессора) был кодифицирован произведениями Дж. Р. Р.
Огромное количество подражателей (другое дело, что даже сравниться — даже не говоря о том, чтобы превзойти — с Профессором удалось крайне малому их количеству) в литературе, музыке, кинематографе, создании компьютерных игр — всё это однозначно говорит об очень высоком влиянии Толкина на современную культуру.

И влияние это крайне положительно.
 
Последнее редактирование:

Locci

Странствующий герой
По сути, Толкин сформировал общие каноны эпического фэнтези, как самостоятельного жанра. Тут и классические трио (пати) героев, и шаблоны персонажей, которых потом стали плодить сотнями. Одни только "толкиновские" орки - целая веха в фентези сеттингах. Следующая - "Варкрафтовские", то бишь разумные и благородные, но так мясных оргов, берущих числом тоже хватало (хотя орки-казахи из Глинглокской трилогии мне больше нравятся:3). Да и степень проработки мира и интеграции него читателя - это черта произведений Профессора, которую потом переняли почти все литературные сеттинги, не только сугубофэнтезийные. Толкин вывел фентези в ряд серьёзной, недетской литературы.
 

Ælfwīs

Хранитель Эвендима
Команда форума
  • Лунный камень Эвендима
  • Орден Белого Древа
Несмотря на то, что и до Толкина были хорошие фэнтезийные писатели (некоторые исследователи считают, что история жанра фэнтези насчитывает несколько веков и начинается чуть ли от работ Томаса Мэлори о Короле Артуре — у меня есть вопросы к такому подходу, но данное мнение имеет место быть), он был первым из них, кто смог «выстрелить» на весь мир, прославиться так, как до этого никому не удавалось. Вплоть до того, что весь жанр фэнтези у «цивилов» стал ассоциироваться с произведениями Толкина.
 
Последнее редактирование:

Ælfwīs

Хранитель Эвендима
Команда форума
  • Лунный камень Эвендима
  • Орден Белого Древа
Ещё один очень интересный момент — до Толкина упадочную империю описывали, опираясь на Рим (Первый или Второй), теперь же чаще воспроизводят Нуменор времён Падения в своём сеттинге.
 

Сверху