Что нового?

Нуменор

Ælfwīs

Loremaster
Команда форума
Нуменор – государство людей, расположенное на большом острове посреди Великого Моря между Средиземьем и Валинором.
Нуменор был дарован трём Домам Эдайн в благодарность за их помощь в свержении Моргота в Войне Гнева.
Первым же его Королём стал Эльрос Тар-Минастир, брат-близнец Эльронда, избравший, в отличие от своего брата, удел смертных людей.
До самого Падения Нуменора им правили потомки Эльроса.

ГЕОГРАФИЯ НУМЕНОРА

Нуменор располагался на большом острове, который по форме напоминал звезду. Этот остров именовался Эленна – «Звёздная Земля».

В состав Нуменора входили следующие земли и регионы:
  • Миттальмар или же Центральный Регион – Внутренние Земли острова Эленна. На ней находилась земля под названием «Арандор» – «Королевские Земли», личный домен королей Нуменора. В Арандоре находился Арменелос – столица Нуменора и самый населённый его город, резиденция Королей. На юго-западе Арандора находился край Эмериэ, известный своим скотоводчеством.
  • Форостар – Северный Полуостров. Был наименее плодородной и освоенной частью Нуменора, но в нём жило очень много орлов.
  • Андустар – Западные Земли. В северной своей части очень похож на Форостар, но южнее находилась Андуниэ – главная гавань Нуменора, обращённая на Запад и второй по значимости город острова.
  • Хьярнустар – Юго-Западные Земли, был по большей частью землёй плодородной и был славен своими обильными виноградниками. В нём же текла река Сириль – одна из немногих широких и полноводных рек Нуменора. Главным поселением Хьярнустара был Ниндамос.
  • Хьярростар – Юго-Восточные Земли. В нём в изобилии росли различные деревья, которых не было к востоку от Нуменора.
  • Орростар – Восточные Земли. Был более прохладным, чем остальные края Нуменора.
В целом, климат Острова был мягким, морским. Дожди там выпадали в те периоды времени и в количествах, благоприятствующих развитию растительности. В Нуменоре не знали гроз, грозы стали приходить только в последние годы существования острова. Не было никаких стихийных бедствий вроде града, ураганов, засух, землетрясений и тому подобного – Нуменор был благословлён Валар.
В Нуменоре жило очень много видов птиц – но особо нуменорцы почитали орлов, которых они связывали с Манвэ.

НАСЕЛЕНИЕ НУМЕНОРА

Нуменорцы, называемые также адунайм, происходили из Трёх Домов Эдайн, что в Первую Эпоху служили Эльфам:
  • Дом Хадора – высокие и светловолосые люди, наиболее многочисленный из родов людей. Именно из Дома Хадора происходит род нуменорских Королей.
  • Дом Беора – высокие, темноволосые и сероглазые люди, внешностью более прочих подобные эльфам-нолдор. Близкие родичи Дома Хадора.
  • Дом Халет, наиболее малочисленный и обособленный из Домов Эдайн. Вскоре после переселения были ассимилированы двумя другими Домами.
  • Помимо этого, вместе с Домом Халет на Нуменор прибыли друэдайн – лесные люди, низкорослые, смуглые и широкоплечие. Друэдайн обладали непонятными прочим людям магическими способностями. Лесные люди Средиземья, из которых происходил Гхан-бури-гхан, который помог Теодену в Войне Кольца – потомки и родичи нуменорских друэдайн.
Нуменорцы звались Высоким Народом (ибо были выше прочих людей – даже во времена упадка средний рост нуменорца был около 192 см.), Морским Народом (ибо более прочих людей были искушены в мореплавании), Королями Людей и Людьми Запада.
Нуменорцы жили дольше прочих людей, были сильнее физически и намного зорче.
Короли Нуменора жили дольше прочих нуменорцев – они могли дожить до 400 лет, но во времена упадка даже их срок жизни сократился.
Увеличение срока жизни нуменорцев произошло из-за благословления Валар, однако нуменорцам было сказано, что они не стали от этого эльфами, хотя и были подобны им внешне – люди Средиземья иногда даже принимали нуменорцев за эльфов.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

В Первую Эпоху Три Дома эдайн, отрекшись от Моргота, на Западе стали союзниками и вассалами эльфийских владык. Но своего Короля (из рода людей) у них еще не было. И только после Войны Гнева Валар благословили Эльроса, сына Эарендиля, и он принял скипетр Короля. С тех пор символом королевской власти в Нуменоре всегда был скипетр (а не корона).
Трон Нуменора наследовался потомками Эльроса, и наследовался неизменно до самого Низвержения. До Тар-Алдариона наследование шло по мужской линии, скипетр передавался старшему сыну Короля. Это не было строгим законом, скорее древним обычаем. Если сына не было, то трон должен был наследовать ближайший потомок Эльроса мужского пола по мужской линии.

В годы правления Тар-Алдариона закон этот был изменен в силу личных обстоятельств самого Тар-Алдариона. Отныне, если у Короля не было сыновей, ему могла наследовать дочь. Положение Алдариона стали называть «новым законом».
Тар-Алдарион же издал указ, по которому наследник или наследница могли выходить замуж или жениться только на представителях рода Эльроса.
В более позднее время закон о наследовании стал формулироваться так: скипетр наследует старший отпрыск Короля, неважно, мужчина или женщина. Ко времени Тар-Тэльпэриэн существовала, скорее, всего, эта последняя версия закона, ибо эта Королева была правящей, несмотря на то, что у нее был младший брат.

Как правило, Короли передавали скипетр Наследнику, когда чувствовали усталость, это происходило за несколько лет до смерти. Этот порядок изменился со времен Короля Тар-Атанамира. После него скипетр переходил к Наследнику только после смерти Короля.

Король в Нуменоре был абсолютным монархом, но при Короле существовал Совет Скипетра, который являлся всегда только совещательным органом. Он мог советовать Королю, но окончательное решение было всегда за Правителем, и его решения никем не оспаривались. В Совет Скипетра входили представители всех частей Острова, королевский наследник с момента его провозглашения, также Король мог призвать или просить избрать в Совет других людей, обладающих особыми знаниями в решаемых вопросах. Интересно, что, по-видимому, в Совет Скипетра людей избирали от частей Нуменора, а не назначали, как чиновников. Так что в Совет могли войти люди не только благодаря своей знатности и богатству, но также благодаря уважению, завоеванному ими у народа. Лорды Андуниэ всегда играли в Совете весьма значительную роль.

Общество нуменорцев было насквозь аристократично. Разница в общественном положении воспринималась как норма. Аристократизм нуменорцев – аристократизм происхождения, крови, образованности, дарований и достижений. Известно, что члены рода Эльроса отличались от обычных людей не только долгожительством, но и особой одаренностью.
Вообще же лордам Нуменора полагалось быть (и они были, по крайней мере, в дни расцвета Острова) более благородными в поступках и во всем поведении, чем простым нуменорцам. Так что титул человека отмечал не только его происхождение и богатство, но и высокий дух, истинный свет Запада. Как следствие, обращение к таким людям было только уважительным, никак не фамильярным.

Рабы и рабство впервые упоминаются во время правления Тар-Атанамира Великого. Они упоминаются и в связи с отплытием Армады при Ар-Фаразоне, рабы там использовались в качестве гребцов. Нет указаний на то, что сами жители Острова могли попасть в рабство у своих соотечественников – скорее всего, рабами на Острове были только чужеземцы.

РЕЛИГИЯ
У нуменорцев существовал строгий монотеизм. Они верили, что Творцом мира и всех живых существ на свете был Эру Илуватар и что только Он один достоин поклонения и славы в качестве Бога. Но никаких изображений Единого не существовало, не было также особых канонических молитв, обращаемых к нему, не было святилищ, храмов и тому подобного. Само имя Единого было священным и не поминалось всуе.
Единственным местом почитания Илуватара служила плоская вершина горы Менельтармы.
Нуменорцы могли молиться, то есть обращаться к Илуватару лично, но делали они это про себя, «неслышно». Скорее всего, эти молитвы-обращения происходили там же, на вершине Менельтармы. Маловероятно, чтобы существовали какие-либо каноны молитв.

Нуменорцы не считали, что Илуватар находиться на конкретном небе, на том небе, что видно с земли. Священная Гора была скорее знаком того, что Единый бесконечно высоко и далеко. Обычай восхождения на Гору нуменорцы получили от Валар или от эльдар, которые тоже подражали Валар.
Валар нуменорцы почитали, но не поклонялись им, считая Силами хоть и могущественными, но все же подчиненными Единому. Почитание их по смыслу напоминало почитание святых в христианской традиции: святых чтут не за их личные достижения, а за благодать, которую Господь через них посылает. Так и Валар чтили не как богов, но скорее как святых или ангелов в христианской традиции.
Особое значение для всей истории Острова имел Запрет. Валар запретили людям плавать на Запад, к берегам Валинора и Тол-Эрэссэа, на Запад плыть можно было лишь до тех пор, пока виден берег Острова. Сначала нуменорцы относились к Запрету терпеливо, признавая его справедливость, хотя и не очень понимая смысл. Затем пришло время зависти к Бессмертным и недовольство Запретом, который соблюдался более из страха, чем из признания его законности. Наконец, когда Запрет был нарушен, Нуменор погиб.
По прибытии на Остров Саурона у нуменорцев появилась новая религия. Эта религия была возвещена Сауроном и распространилась среди подавляющего большинства населения Нуменора. Суть религии заключалась в том, что изгнанный из мира Валар их собрат Мелькор – истинный Бог и создатель людей. Эру Илуватар же не существует в действительности, это лишь призрак, придуманный Валар. Потому люди должны поклоняться Мелькору и Тьме. Говорилось даже о том, что Мэлькор может «войти в мир», но каким именно образом – неизвестно. В награду за поклонение Саурон от имени Мелькора обещал долгую жизнь, бессмертие некоторым, особо достойным, свободу от Запрета и тысячи миров, которыми можно править. Тьме и ее хозяину, Мелькору в городе Арменелосе, был возведен Храм гигантских размеров Первой жертвой на алтарь Тьмы было принесено Белое Древо Королей. Затем стали приносить человеческие жертвы, считалось, что так можно продлить собственную жизнь. Жертвы сжигались заживо, либо убивались в кровавых ритуалах, подробности которых не сохранились. В жертву приносили официально преступников, приговоренных к смертной казни. Правда, эти преступники по большей части оказывались людьми, не желавшими принимать новую религию, Верными. Осуждали людей на смерть по ложным (по большей части) обвинениям в мятежах или в уголовных преступлениях. В колониях в Средиземье, где также распространилась практика жертвоприношений, жертвами чаще всего становилось местное население. В поисках жертв нуменорцы приплывали к дикарям, выманивали их из поселений различными подарками, хватали и увозили на кораблях.
Люди, придерживающиеся старых обычаев, остающихся верными Валар, дружбе с эльфами и Единому, называли себя Верными или Верующими. Оплотом Верных всегда оставался Запад Нуменора, а лорды Андуниэ всегда были их негласными вождями. Впервые раскол между Верными и теми, кто называл себя Людьми Короля, наметился во время правления Тар-Атанамира Великого. Раскол был чисто на религиозной почве и на почве дружбы с эльфами, он практически не затрагивал политических интересов Королей. Впоследствии трещина между Верными и Людьми Короля становилась все шире. Выражалась это и в языковой разнице: Короли запрещали использование эльфийских языков, но Верные втайне продолжали им обучать. Во времена правления Ар-Гимилзора преследования Верных были жестокими: их переселяли из родных мест на западе на восточное побережье, где держали под постоянным наблюдением. Роменна была пристанищем для Верных, и многие из них уплывали в те дни в Средиземье. Преследования Верных прекратились во времена правления Тар-Палантира, который сам был Верным, но вновь возобновились во времена правления Ар-Фаразона. Этот Король лишал Верных имущества, отбирал земли и отправлял в изгнание. Когда была принята новая вера, Верных чаще всего приносили в жертву Тьме, довольствуясь для вынесения смертного приговора сомнительными сведениями доносчиков. Официально Верных казнили не за их веру, а за уголовные преступления (которые они не совершали), но по сути это были именно религиозные преследования. Множество Верных бежало тогда из Нуменора в Средиземье, где их главной гаванью был Пеларгир.

ЯЗЫК
Родным языком нуменорцев был адунайский, происходящий от талиска, древнего наречия людей.
На Западе Нуменора синдарин знали и знать, и простой народ, и это был обычный разговорный язык. В других частях Нуменора люди предпочитали говорить на адунайском, хоть все знатные люди обязательно знали и синдарин, и в знатных домах он был вторым разговорным языком. Простые люди также знали синдарин, но разговорным все равно оставался адунайский. Хотя синдарин постепенно отдалялся от исходного языка и становился диалектом, в Нуменоре по крайней мере знатные и ученые люди сверяли его, контактируя с эльдар Эрэссэа и Линдона.

Квэнья не был в Нуменоре разговорным языком. Его знали лишь ученые и семьи очень знатного происхождения, в которых его учили в самом раннем возрасте. Он использовался в документах, которые предназначены были для долгого сохранения, в Законах, например, а также в Свитках и Анналах Королей, и часто - в ученых книгах. Широко использовался он также в наименованиях: официальные названия всех частей, областей и мест в Нуменоре были квэнийскими (хотя часто были у них также и местные названия, как правило обозначавшие то же самое, но на синдарине или адунайке). Имена личные, особенно официальные и публичные, всех членов королевского дома и Ветви Эльроса обычно также давались на квэнья. На квэнья могли даваться имена и особо прославленным людям Нуменора.

Со времен Тар-Атанамира Великого адунайский стал играть все большую роль в жизни нуменорцев. Во времена падения нуменорцы не хотели говорить на языке эльфов и не учили ему своих детей. Особенно усердствовали Люди Короля, Верные же продолжали говорить на синдарине. Во времена Тар-Калмакиля имя Короля впервые было произнесено на адунайском, и люди звали его Ар-Белзагаром. Ар-Адунахор же первым взял себе тронное имя на адунайском – что считалось неслыханной дерзостью. В годы правления Ар-Адунахора эльфийские языки по большей части уже вышли из обыденного употребления, к тому же Король наложил запрет на их изучение. Лишь Верные втайне продолжали учить им. Государь Ар-Гимилзор окончательно запретил использование эльфийских языков. Государь Тар-Палантир впервые после долгого перерыва взял себе тронное имя на квэнья и разрешил вновь употребление эльфийских языков. Но при Ар-Фаразоне обычай именовать Королей на квэнья вслух был опять оставлен.
 
Последнее редактирование:

Сверху