Игру очень часто критиковали (даже ещё до её выхода — буквально, «не играл — но осуждаю») за апологизацию тоталитарного режима — мол, восхваляет его и представляет в выгодном свете, делает ему красивую картинку.
Ну что же, тоталитарные режимы и их восхваление — это, действительно, плохо. Но ведь и игра не восхваляет, а лишь использует советскую эстетику — точно так же, как и Fallout не восхвалял Америку 50-х годов, а, наоборот, деконструировал её, показывая, к чему оно всё может привести.
И здесь становится понятно, что уйти от этого наследия никак не выйдет — история никогда нас не оставляет, прошлое не спешит уходить в прошлое. Но ведь и охать и ахать об ужасах тоже не выход — это по Третьему Закону Ньютона только порождает ресентимент в виде Гоблина и иже с ними.
И здесь мы можем вспомнить Метавселенную Рудазова, где из умершего бога можно было (при определённых условиях) создать бога-нежить, трупобога — но это было столь опасно и токсично для мира, что делали так только обитатели тёмных миров, которым и так терять уже нечего.
Квазирелигиозное отношение к эпизодам истории (как со знаком плюс (всё тот же Гоблин), так и со знаком минус (как у тех, кто набросился на игру за простое использование эстетики)) — это создание такого трупобога, и здесь это тоже опасно и токсично для общества. А что же тогда со всем этим делать, если уйти от него не получится? Да, в общем-то, примерно то, что сделали создатели игры — тело умершего бога необходимо разобрать и пустить на хозяйственные нужды, а эстетику прошлого использовать для создания вот таких вот произведений искусства.