Читатели Толкина порой воспринимают его мир как арену противостояния двух абсолютно антагонистичных религий — культа Эру (и Валар как его наместников) и культа Мелькора или Саурона как нового «Темного Властелина», однозначно жестко противопоставляющего себя почитанию Эру и Валар. Однако внимательное изучение текстов Толкина позволяет сделать вывол, что подобное восприятие является упрощенным.
Во-первых, падшие айнур могли манипулировать людьми, добиваясь для себя божественных почестей, не только как открытые слуги Мелькора, но и выдавая себя за Валар:
«Они [люди] не были полностью счастливы, так как Эру был, по-видимому, далёк, а они не осмеливались молиться ему напрямую; и таким образом, они относились к валар как к богам, и потому часто развращались и обманывались Мелеко, принимая его или его слуг (а также призраков) в качестве "богов"».
(Саурон поверженный – Потопление Анадунэ. Перевод Алмиэона).
См. слухи, ходившие в Средиземье о Сауроне (о которых сообщили нуменорские моряки королю) в «Утраченном Пути» (ранняя версия истории падения Нуменора):
«И вот явился Саурон. Давно слышали мы слухи о нем от моряков, что возвращались с Востока. Говорили разное: что он — король, превосходящий могуществом короля Нуменора; что он — один из Могуществ [Валар], или отпрыск их, поставленный править Средиземьем. А кое-кто говорил, что это злой дух, быть может, вернувшийся Моргот; но над такими мы смеялись».
Если ориентироваться на «Книгу Утраченных Сказаний», то культы, ошибочно отождествляющие могущественных айнур с Валар, могли складываться и вокруг майар, не служивших Валар или Мелькору, а живших «сами по себе» (хотя в случае с Вэлиндо трудно отделаться от мысли о том, что его история повлияла на последующую историю Саурона):
«Эриол без задней мысли спрашивает, уж не является ли Аулэ тем, кого мы зовем Веландом, и они (Румиль?) со смехом отвечают «нет» и рассказывают про Вэлиндо, или Гвилиона: он был из народа Аулэ, который послал его в мир, потому что ему понадобилось доброе тяжелое красное золото карлов.
Тут его гордость возросла по той причине, что люди и карлы дивились его мастерству; и он так и не вернулся к Аулэ, но стал жить сам по себе – и был некогда славен повсюду, но с увяданием фэери умалилась и его власть.
Он не был злым, а только очень тщеславным» (Parma Eldalamberon № 15).
Известно, что под влиянием деятельности Синих Магов Алатара и Палландо, отправленных на Восток и Юг Средиземья бороться против Саурона, возникли некие мистические культы:
“В письме, датированном 1958 г., отец писал, что он ничего толком не знает о «двух остальных», поскольку они не связаны с историей северо-запада Средиземья. «Я полагаю, — писал он, — что они отправились посланцами в отдаленные края, на Юг и на Восток, за пределы тех мест, на которые распространялось влияние нуменорцев, чем-то вроде миссионеров в земли, захваченные врагом. Многого ли они сумели добиться, мне неизвестно; но я боюсь, что они пали, как и Саруман, хотя, несомненно, это произошло иначе, чем с ним; и я подозреваю, что именно они были основателями тайных культов и „магических“ традиций, переживших падение Саурона»” («Неоконченные предания Нуменора и Средиземья»).
Замечу, что эти культы едва ли основывались на поклонении самому Саурону (Синие Маги здесь сравниваются с Саруманом, а он не служил Саурону, а лишь состоял с ним в ситуативном союзе), ведь они пережили его окончательное падение, которое неизбежно должно было развенчать Саурона как «бога» в глазах большинства его почитателей.
Во-вторых, объектами обожествления в Средиземье могли выступать не только духи (айнур), но и существа из плоти — например, о ранних, ещё не-падших нуменорцах, помогавших «меньшим людям» Средиземья налаживать свою жизнь и защищавшим их, сказано:
«И утешились люди Средиземья, и там и сям отступали от западных берегов бесприютные леса, и люди сбрасывали ярмо отродий Моргота и учились не бояться тьмы. И чтили они память высоких Морских королей, а когда те уплывали, люди нарекли их богами в надежде на их возвращение» («Акаллабэт»,
Даже эдайн из народа Беора, встретив Финрода Фелагунда, сперва решили, что перед ними — некий «бог» (видимо, из-за света Амана в глазах нолдор-изгнанников):
«Поначалу люди принимали Фелагунда за одного из Валар – тех, что, по слухам, живут далеко на Западе: именно эти слухи (как говорят иные) и побудили людей отправиться в путь» («Сильмариллион», перевод Светланы Лихачевой).
Таким образом, особенно выдающиеся представители эльдар и нуменорцев (а возможно, и каких-то других великих героев из числа эльфов и людей?) в мифологии людей Средиземья, менее развитых, чем эдайн, вполне могли пользоваться божественными почестями.
Во-первых, падшие айнур могли манипулировать людьми, добиваясь для себя божественных почестей, не только как открытые слуги Мелькора, но и выдавая себя за Валар:
«Они [люди] не были полностью счастливы, так как Эру был, по-видимому, далёк, а они не осмеливались молиться ему напрямую; и таким образом, они относились к валар как к богам, и потому часто развращались и обманывались Мелеко, принимая его или его слуг (а также призраков) в качестве "богов"».
(Саурон поверженный – Потопление Анадунэ. Перевод Алмиэона).
См. слухи, ходившие в Средиземье о Сауроне (о которых сообщили нуменорские моряки королю) в «Утраченном Пути» (ранняя версия истории падения Нуменора):
«И вот явился Саурон. Давно слышали мы слухи о нем от моряков, что возвращались с Востока. Говорили разное: что он — король, превосходящий могуществом короля Нуменора; что он — один из Могуществ [Валар], или отпрыск их, поставленный править Средиземьем. А кое-кто говорил, что это злой дух, быть может, вернувшийся Моргот; но над такими мы смеялись».
Если ориентироваться на «Книгу Утраченных Сказаний», то культы, ошибочно отождествляющие могущественных айнур с Валар, могли складываться и вокруг майар, не служивших Валар или Мелькору, а живших «сами по себе» (хотя в случае с Вэлиндо трудно отделаться от мысли о том, что его история повлияла на последующую историю Саурона):
«Эриол без задней мысли спрашивает, уж не является ли Аулэ тем, кого мы зовем Веландом, и они (Румиль?) со смехом отвечают «нет» и рассказывают про Вэлиндо, или Гвилиона: он был из народа Аулэ, который послал его в мир, потому что ему понадобилось доброе тяжелое красное золото карлов.
Тут его гордость возросла по той причине, что люди и карлы дивились его мастерству; и он так и не вернулся к Аулэ, но стал жить сам по себе – и был некогда славен повсюду, но с увяданием фэери умалилась и его власть.
Он не был злым, а только очень тщеславным» (Parma Eldalamberon № 15).
Известно, что под влиянием деятельности Синих Магов Алатара и Палландо, отправленных на Восток и Юг Средиземья бороться против Саурона, возникли некие мистические культы:
“В письме, датированном 1958 г., отец писал, что он ничего толком не знает о «двух остальных», поскольку они не связаны с историей северо-запада Средиземья. «Я полагаю, — писал он, — что они отправились посланцами в отдаленные края, на Юг и на Восток, за пределы тех мест, на которые распространялось влияние нуменорцев, чем-то вроде миссионеров в земли, захваченные врагом. Многого ли они сумели добиться, мне неизвестно; но я боюсь, что они пали, как и Саруман, хотя, несомненно, это произошло иначе, чем с ним; и я подозреваю, что именно они были основателями тайных культов и „магических“ традиций, переживших падение Саурона»” («Неоконченные предания Нуменора и Средиземья»).
Замечу, что эти культы едва ли основывались на поклонении самому Саурону (Синие Маги здесь сравниваются с Саруманом, а он не служил Саурону, а лишь состоял с ним в ситуативном союзе), ведь они пережили его окончательное падение, которое неизбежно должно было развенчать Саурона как «бога» в глазах большинства его почитателей.
Во-вторых, объектами обожествления в Средиземье могли выступать не только духи (айнур), но и существа из плоти — например, о ранних, ещё не-падших нуменорцах, помогавших «меньшим людям» Средиземья налаживать свою жизнь и защищавшим их, сказано:
«И утешились люди Средиземья, и там и сям отступали от западных берегов бесприютные леса, и люди сбрасывали ярмо отродий Моргота и учились не бояться тьмы. И чтили они память высоких Морских королей, а когда те уплывали, люди нарекли их богами в надежде на их возвращение» («Акаллабэт»,
Даже эдайн из народа Беора, встретив Финрода Фелагунда, сперва решили, что перед ними — некий «бог» (видимо, из-за света Амана в глазах нолдор-изгнанников):
«Поначалу люди принимали Фелагунда за одного из Валар – тех, что, по слухам, живут далеко на Западе: именно эти слухи (как говорят иные) и побудили людей отправиться в путь» («Сильмариллион», перевод Светланы Лихачевой).
Таким образом, особенно выдающиеся представители эльдар и нуменорцев (а возможно, и каких-то других великих героев из числа эльфов и людей?) в мифологии людей Средиземья, менее развитых, чем эдайн, вполне могли пользоваться божественными почестями.