«Карл и Элегаст» — средневековый рыцарский роман, написанный неизвестным автором в Брабанте примерно в 1270 году. Является одним из самых значимых произведений средневековой литературы Нижних Земель. Его главными героями являются Карл Великий (тот самый, от которого вообще появилось слово «король») и эльф по имени Элегаст.
Роман содержит в себе большое количество отсылок на христианское богословие, что естественно для средневекового произведения. Вместе с тем, роман также отсылает и к традиционному западноевропейскому фольклору.
Кроме того, в романе можно найти и юмористические элементы. Это видно, например, по тому, как представлен Карл Великий. Когда он находится в лесу, его описывают как пугливого принца. Король очень боится темноты, на что обращает внимание рассказчик. Ещё один пример, в котором Карл описан в юмористической форме — это момент, когда он и Элегаст стоят перед стенами дома Эггерика. Его непрофессиональное поведение вора сразу бросается в глаза, когда он хочет снести каменную стену лемехом (этот инструмент используется только для взлома глиняных стен). Элегаст от души смеётся над ним. Чуть позже Элегаст также крадёт свою волшебную траву изо рта Карла/Адельбрехта, даже не осознавая этого.
Роман имеет в своей основе распространённый в то время фольклорный мотив «король инкогнито становится вором» — монархом-вором в устных рассказах мог быть любой правитель, пользовавшийся среди людей уважением (пути фольклорные неисповедимы!). Также в Средневековье была распространена легенда о том, что Карлу явился ангел, который поведал ему, что тот будет вынужден пойти по разбойничьему пути и встретит Элегаста.
Большинство современных литературных историков полагают, что «Карл и Элегаст» основан не только на устной традиции — у автора также был конкретный французский исходный текст; однако ничего из того текста, который упоминается в некоторых латинских и скандинавских источниках, не сохранилось.
Роман содержит в себе большое количество отсылок на христианское богословие, что естественно для средневекового произведения. Вместе с тем, роман также отсылает и к традиционному западноевропейскому фольклору.
Кроме того, в романе можно найти и юмористические элементы. Это видно, например, по тому, как представлен Карл Великий. Когда он находится в лесу, его описывают как пугливого принца. Король очень боится темноты, на что обращает внимание рассказчик. Ещё один пример, в котором Карл описан в юмористической форме — это момент, когда он и Элегаст стоят перед стенами дома Эггерика. Его непрофессиональное поведение вора сразу бросается в глаза, когда он хочет снести каменную стену лемехом (этот инструмент используется только для взлома глиняных стен). Элегаст от души смеётся над ним. Чуть позже Элегаст также крадёт свою волшебную траву изо рта Карла/Адельбрехта, даже не осознавая этого.
Роман имеет в своей основе распространённый в то время фольклорный мотив «король инкогнито становится вором» — монархом-вором в устных рассказах мог быть любой правитель, пользовавшийся среди людей уважением (пути фольклорные неисповедимы!). Также в Средневековье была распространена легенда о том, что Карлу явился ангел, который поведал ему, что тот будет вынужден пойти по разбойничьему пути и встретит Элегаста.
Большинство современных литературных историков полагают, что «Карл и Элегаст» основан не только на устной традиции — у автора также был конкретный французский исходный текст; однако ничего из того текста, который упоминается в некоторых латинских и скандинавских источниках, не сохранилось.