Посмотрел недавно ремейк "Русалочки". И знаете, должен признать, что это на самом деле не такой уж плохой фильм, как я ожидал. Он заметно хуже оригинала, но и полным дном я его наречь не могу. Позвольте разобрать подробнее...
Плюсы:
* Холи Бейли, исполнительница роли Ариэль. Да, после долгих раздумий я решил записать её в достоинства картины. Почему? Потому что она на самом деле хорошо играет и очень мило поёт. Я не отрицаю, что идея взять темнокожую актрису на роль белой героини - просто уступка СЖВ, но конкретно в этом случае могу согласиться с утверждением, что "талант превыше внешности";
* Меллиса Маккарти в роли Урсулы. Вот уж кто воистину является самым большим и ярким светлым пятном фильма, так это она. Меллиса прекрасно передала характер персонажа, очень хорошо играет, и вообще, наблюдать за ней - колоссальное удовольствие. А злодейская песня морской ведьмы в её исполнении мне понравилась даже больше, чем в оригинале. Её человеческая личина Ванесса тоже изображена хорошо, актриса прекрасно справилась с ролью сверхъестественной сирены-соблазнительницы. То, что её сделали сестрой Тритона, как планировали изначально, тоже здорово - это сделало динамику их отношений более интересной;
* В ремейке сильно расширили роль принца Эрика. В оригинале он, надо признать, оставался скорее плоским персонажем, а его отношения с Ариэль выглядели слишком уж сахарно и нереалистично, из-за чего критики тридцать лет над этим шутили. Здесь же у него и предыстория есть, и собственная песня, да и динамика его романа с Ариэль изображена намного интереснее и романтичнее. Даже то, что он влюбился в незнакомку за три дня не вызывает особых вопросов - он явно из таких личностей, что могут мгновенно загореться чем-то, а потом отдавать этому все силы;
* Добавили приёмную мать Эрика, а его дворецкого Гримсби сделали более деятельным и активным героем. Это тоже плюс, хотя меня расстроило, что конкретно королеве уделяется слишком мало внимания. Хотя она, по факту, сухопутный Тритон другого пола - тоже пережила трагедию, из-за которой теперь контролирует повзрослевшего и свободолюбивого ребёнка к его большому недовольству;
* Отношения Тритона с младшей дочкой и сам Тритон вообще. В оригинальном мультфильме он был слишком вспыльчивым - настолько, что многие зрители всерьёз считают его (не Урсулу!) самым жутким персонажем истории, эталонным домашним тираном. Не давали объяснения, почему он так взъелся на людей (кроме того, что они рыбу жрут), а сцена с уничтожением грота вышла совершенно адской. Здесь он гораздо хладнокровнее, людей возненавидел из-за убийства жены, а Ариэль он так опекает... потому что все другие его дочери давно уплыли в другие моря, и младшая - единственное родное существо, оставшееся у старика. А вот сцена с гротом получилась, как ни странно, даже хуже, чем в мультфильме - там он действовал на эмоциях и потом сразу о том пожалел. А тут - холодно, с расчётом и уверенностью, что "это для её же блага". Финал, где Ариэль извиняется перед отцом за то, что он ради неё умер, а он отвечает, что она сражалась, чтобы вернуть его, тоже гораздо мощнее получился;
* Сёстры Ариэль. Мне на самом деле очень понравилось, что им дали такой разнообразный и уникальный дизайн - не то, что в оригинале, где их можно было бы легко перепутать. Жаль, что персонажи они третьего плана;
* Ну и по мелочи, авторы исправили некоторые вольности и ошибки, а кое-что просто улучшили. Например, сцена победы над акулой получилась ещё лучше, потому что Ариэль её обманула отражением, а не просто удачно нашла якорь, в котором застрял хищник. Грот русалочки теперь скрыт за водорослями, а не закрывается здоровенной скалой - чтобы её сдвинуть, нужна сила Геракла даже на поверхности, а уж под водой, с её давлением... А самое главное - контракт Урсулы. Для его заключения героине пришлось отдать свою чешую и кровь, что избавляет от вопросов "если она умела писать, то почему не устроила с Эриком роман по переписке? Или хотя бы не написала ему потом, кто она такая?", которыми зрители засыпывали создателей мультфильма.
А вот теперь перейдём к минусам:
* Самое неприятное - это, конечно, графика. На ней, к сожалению, решили сэкономить - подводный мир, не считая нескольких сцен, выглядит тёмным, пустым и убогим. Трудно осуждать Ариэль за то, что она решила покинуть эту подводную глухомань и обитать там, где жизнь бьет ключом. Особенно обидно, что великолепную, утопическую Атлантику превратили в просто кучку скал, в которых селятся русалы. И за гигантскую Урсулу - в мультфильме она выглядит потрясающе и очень жутко, а здесь её толком рассмотреть тяжело, потому что аниматоры попилили бюджет и пытались спрятать это в тени;
* Отдельно отмечу Себастьяна и Флаундера. Скаттл получилась ещё ничего, но вот они... Не скажу, что прямо "Зловещая долина", но да, проникнуться симпатией к таким героям трудно. Особенно неприятно, если вспомнить "Книгу джунглей" 2016-го, в которой такой проблемы не было - там все персонажи-звери смотрелись очень приятно и органично, даже змея Каа;
* Многие песни из оригинала убрали, а новые версии старых переделали. Это меня расстроило кабы не сильнее, чем первые два пункта, потому что "Русалочка" до сих пор остаётся моим самым любимым диснеевским мюзиклом. Многим людям понравились песни Ариэль и Себастьяна из ремейка, но мне они не зашли - нет той искры, что была в мультфильме. Со всем уважением к Бейли, поёт она красиво, но всё же с божественным сопрано Джоди Бенсон не сравнится;
* Флотсама и Джетсама, мурен Урсулы, превратили в обычных животных. В мультфильме они на самом деле были такими же жуткими, как их хозяйка - коварными, красноречивыми, готовыми без колебаний ударить в спину. Сцена, в которой они убеждают Ариэль отправиться к ведьме после разрушения грота смотрится очень страшно, особенно для взрослого человека - очень уж она похожа на ситуацию, в которой девочка-подросток убегает из дома, встречает "добрых дядей", а те её бьют по башке и тащат в машину. А в фильме они даже не разговаривают. Хотя не могу не признать, что дизайн у них потрясный, а идея добавить им способность бить током классная. Даже жаль, что не сбылась теория о том, что Урсула вместо того, чтобы увеличиться самой, превратит Флотсама и Джетсама в гигантских чудовищ, как сделал Джафар с Яго в "Аладдине" 2019-го. С удовольствием посмотрел бы на них в виде "морских змеев";
* В ремейке Урсула убивала своих должников, натравливая на них мурен - те сжигали жертв дотла, оставляя только скелет. И вот это мне не понравилась. Во-первых, превращение в безобразного, беспомощного, привязанного ко дну полипа из оригинала всё равно не переплюнуть - ничего страшнее этой участи, мне кажется, в принципе нельзя придумать. Во-вторых, это вызывает серьёзные проблемы с подавлением недоверия - чтобы Ариэль и согласилась на сделку с той, кто буквально украшает пол и стены костями и черепами жертв... Нет, серьёзно? Даже после того, что сделал с дочерью Тритон, я не верю;
* Небольшая, но придирка. Трезубец Тритона работает как-то странно - когда мёртвая Урсула его выронила, тот сам оживил бывшего хозяина. Эм, а почему именно его, а не Урсулу? У трезубца что, есть своя воля и он сам решает, кому помогать, а кому служить из под палки? А если он может воскрешать, то почему Тритон не оживил жену? Вопросы, вопросы, одни вопросы...
* "Королевство" Эрика превратили в кучку деревень на нескольких островах, да с одним старым замком, где живёт королевская семья. В принципе, этому даётся обоснуй - из-за Тритона на море всегда лютуют штормы, что очень усложнило торговлю, а без неё государство-архипелаг зачахло. Но в сравнении с тем красивым и богатым городом из оригинала оно выглядит попросту убого;
* Нет. Повара. Луи. Нет, я понимаю, почему его вырезали, но... Тля, да он даровал мультфильму ту самую щепотку отбитого треша, в духе старых выпусков "Тома и Джерри"! Я не могу простить то, что из перезапуска его убрали, это убило к чертям половину очарования оригинала!
* И наконец, то, что Урсулу убила Ариэль, а не Эрик. Типа, чтобы главная героиня не показалась "слабой женщиной". Но постойте, Ариэль НИКОГДА не была слабой - наоборот, она прикладывала все силы, чтобы получить свою любовь. Прошла ради этого буквально сквозь огонь, воду и мёдные трубы. То, что злодейку прикончила не она, не делает её "девой в беде". А как раз для Эрика это был шанс показать, что он - герой, в котором Ариэль не ошиблась, а как раз Тритон в своём шовинизме заблуждался. В ремейке этот сильный момент, к сожалению, испорчен.
Из неоднозначных моментов могу упомянуть ещё вот что:
* Из разумных и говорящих животных остались только Себастьян, Скаттл и Флаундер. С одной стороны - это хорошо, т.к. вызывает меньше вопросов о том, что местные люди, на секундочку, едят разумных, с которыми русалки беседуют и живут. С другой - это вызывает уже другие вопросы, о том, что тогда собой представляет вышеназванная троица. Тот же Себастьян - он кто, созданный Тритоном фамиллиар? Или они трио просто уникумы, единственные разумные в своём роде? В общем, полумеры в этом случае не помогают.
Как-то так.