Доброго времени суток. С Вами снова Fuda, мастер ахиней и идиотских статей. Однако сегодня я хочу поделиться одной своей мыслью касательно киберспорта, которая пришла ко мне пока я шел по улице.
Я начну с того, что сделаю небольшую ремарку - я не верю и не верил в профессиональный спорт в том виде, в каком он существует сегодня. Я говорю сейчас про традиционный профессиональный спорт, такой как футбол, баскетбол и пр. Я попытаюсь объяснить свои доводы, чтобы потом спроецировать логику своих рассуждений на киберспорт. В профессиональном спорте крутятся громадные деньги. Малую часть этих денег видят профессиональные игроки, которые играют за лучшие клубы планеты. Чтобы не быть голословным:
Бизнес-модель проста: клубы зарабатывают гораздо больше, и что клубы не могут выжить без талантливых игроков - это логично. Я обращаю внимание, что я ни в коем образе не ставлю под сомнение талант и способности игроков. Действительно, в любом виде спорте есть лучшие из лучших, но обо всем по порядку. Но для того, чтобы клуб выжил, ему не нужны хорошие игроки, через которых они будут получать деньги. Чтобы деньги были, нужно спонсорство, причем спонсорство с лучшими брендами мира, которые могут взять часть расходов на себя, как например предоставление оборудования, обмундирования, и прочие вещи. Они это делают в обмен на рекламу, на очень серьезную рекламу, которая должна окупить финансовые, человеческие и временные расходы. Это большой пребольшой бизнес.
В результате, главными участниками спортивного мероприятия являются:
1) Организаторы мероприятий, которым принадлежит монопольное право на проведение крупнейших соревнований в мире
2) Спонсоры, которые дают бабос
3) Клубы, которые за этот бабос впоследствии борются
4) Бизнесы, которые так или иначе связаны с проводимыми мероприятиями.
5) Игроки, которые являются главным инструментом
6) Антидопинговые организации
Я не думаю, что вышеперечисленное мною - откровение для кого-то. Вполне обычные вещи, которые были, есть и будут. И здесь у каждого свое мнение относительно положения вещей. Мне, например, кажется, что спорт - это в первую очередь бизнес с большими акулами, которых волнует только финансовая сторона вопроса. Мы как зрители совершенно не в курсе того, что происходит за кулисами, что написано в договорах спонсорства и прочих интересных вещах. Мы не знаем, насколько эффективно работает антидопинговая организация, мы не в курсе того, что принимают спортсмены. Профессиональный спорт таким образом становится спектаклем, а не видом состязательного мероприятия. В этом спектакле актеры (игроки) пашут больше всех, а зарабатывают меньше всех из вышеназванной цепочки (кроме, может быть, торгошей сувениров). Однако массовому зрителю предоставляется исключительно информация о том, что такой-то такой-то заработал очередной миллион, купил яхту и имеет 50 жен. И никто не дает информацию в сравнении, что директор клуба заработал в 100 раз больше, посидев в этом время на попе (конечно, это я утрирую - он не сидел на попе, а нес определенные финансовые риски). Однако риски игроков тоже имеются - эти риски напрямую зависят от рисков клуба + от своих собственных (например вред здоровью, в том числе от принятия препаратов). Таким образом, для клубов игроки - актив. От активов, не приносящих пользы - избавляются: перепродают, выкидывают, обменивают.
Продолжая рассуждения в этой логике, можно прийти только одному единственному выводу - весь профессиональный спорт куплен, распланирован и спроектирован на будущие годы с целью притока капитала. Результаты известны заранее, кто выиграет и кто проиграет, кто забьет, а кто пропустит. Отсюда свой башель имеют тотализаторы, рейтинговые агенства, аналитики, игроки, спонсоры и прочее. Место случайностям здесь быть не может. Но нужно это все предоставить так, чтобы это походило на состязания - запускать уток в интернете, проводить пресс-конференции с игроками, брать интервью, автографы и прочее прочее. Соответственно, если договоренность нарушается, то в силу могут вступить санкции, вроде как послеигровых "проверок" и выявление допинга в крови, дисквалификации и уплаты штрафов.
Вся соль в том, что казуальный и полупрофессиональный спорт это более честный спорт. Там крутятся не такие уж и большие деньги, игроки знают, что вряд ли пробьются и играют честно. Однако если попадут в профессиональные клубы - их купят, дадут почувствовать вкус денег, а потом будут ставить условия, на которые нельзя будет не согласиться.
Теперь посмотрим на киберспорт. Киберспорт - явление сравнительно очень молодое. Любая игра может стать "спортивной", главное создать хороший игровой продукт и аудиторию. Деньги сравнительно с традиционным спортом крутятся маленькие, но большие для того ряда спонсоров, которые рекламируются на такого рода мероприятиях, причем даже крупные компании могут заработать дополнительную "мелочь". Например, на одном не очень крупном старкрафтном турнире была реклама Макдональдса. Казалось бы, что тут забыл Макдональдс? Но по их мнению любители старкрафта любят есть фастфуды, как по мнению некоторых других компаний любители футбола - страстные пивохлебы с ярковыраженными проблемами с потенцией.
В киберспорте схема та же самая :
1) Организаторы мероприятий, которые либо сами издатели, либо крупные спонсоры-организаторы
2) Спонсоры, которые спонсируют команды
3) Кланы, которые за этот бабос впоследствии борются
4) Бизнесы, которые так или иначе связаны с проводимыми мероприятиями (те же тотализаторы, рейтинговые агенства, интернет-ресурсы и прочие ребята)
5) Игроки, которые пахают больше всех
Только вот антидопинговых проверок нету.
Медицинские тесты - вещь недешевая. По своим затратам они сильно могут отразиться на призовых пулах. Взять, например, The International по Dota II. Финальный призовой пул составил $10,930,698. Это большие деньги для киберспорта. Для 90 игроков, которые участвовали, по-хорошему должны проводиться тесты крови и мочи на предмет наличия допинга или других веществ. Я нашел цены на проверку на австралийском сайте антидопингового министерства. Цены недешевые http://www.asada.gov.au/about/fees.html .
В отличие от профессионального традиционного спорта, киберспорт показывает себя еще хуже, т.к. там контроль за игроками сводится к тому, чтобы они не читерили традиционными методами, аля микрофоны, мониторинг и прочее. В играх наподобие старкрафта существуют определенные билды, тактики и стратегии. Игроки их знают, знают друг друга и просто задротят по сути одно и то же. Но что невозможно "зазадротить" и что может являться критерием, который решит исход - это не знание игры, а реакция и внимание. Это основные киты, на которых строится успех в данной дисциплине. Их можно "прокачать" многочасовыми тренировками, т.е. честно вкладывая труд. Но никто не застрахован от того, что твой оппонент будет находиться под веществами, обеспечивающими абнормальное повышение этих ключевых характеристик.
Автор статьи десять лет проработал на киберспортивной арене, за кулисами. Особого смысла врать ему нет - это просто подтверждение общих догадок.
Вывод из этого очень удручающий. Если в традиционном спорте хотя бы для вида проводятся проверки на биологические добавки и прочий вид жульничества, чтобы составить представление о честном спорте, в киберспорте об этом даже не говорят и не думают. Мне самому это никогда просто не приходило в голову. Это очень удручающая тенденция, т.к. выплаты киберспортсменов не являются достаточными, чтобы оправдать такие временные и личностные инвестиции. Исправлять положение дел пока никто не собирается.
Будьте здоровы, играйте честно!
Я начну с того, что сделаю небольшую ремарку - я не верю и не верил в профессиональный спорт в том виде, в каком он существует сегодня. Я говорю сейчас про традиционный профессиональный спорт, такой как футбол, баскетбол и пр. Я попытаюсь объяснить свои доводы, чтобы потом спроецировать логику своих рассуждений на киберспорт. В профессиональном спорте крутятся громадные деньги. Малую часть этих денег видят профессиональные игроки, которые играют за лучшие клубы планеты. Чтобы не быть голословным:
http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_professional_sports_leagues_by_revenue
В таблице присутствует наименование спортивного состязания, будь то хоккей, американский футбол и прочее, лига спортивного состязания, и прочие неинтересные нам сейчас вещи. Что нам на самом деле интересно, это три последние колонки (не считая колонку "ref"). Колонка "Revenue (выручка)" представляет собой произведение Rev. per club (выручка каждого клуба) на Clubs (количество этих клубов).
В таблице присутствует наименование спортивного состязания, будь то хоккей, американский футбол и прочее, лига спортивного состязания, и прочие неинтересные нам сейчас вещи. Что нам на самом деле интересно, это три последние колонки (не считая колонку "ref"). Колонка "Revenue (выручка)" представляет собой произведение Rev. per club (выручка каждого клуба) на Clubs (количество этих клубов).
Бизнес-модель проста: клубы зарабатывают гораздо больше, и что клубы не могут выжить без талантливых игроков - это логично. Я обращаю внимание, что я ни в коем образе не ставлю под сомнение талант и способности игроков. Действительно, в любом виде спорте есть лучшие из лучших, но обо всем по порядку. Но для того, чтобы клуб выжил, ему не нужны хорошие игроки, через которых они будут получать деньги. Чтобы деньги были, нужно спонсорство, причем спонсорство с лучшими брендами мира, которые могут взять часть расходов на себя, как например предоставление оборудования, обмундирования, и прочие вещи. Они это делают в обмен на рекламу, на очень серьезную рекламу, которая должна окупить финансовые, человеческие и временные расходы. Это большой пребольшой бизнес.
В результате, главными участниками спортивного мероприятия являются:
1) Организаторы мероприятий, которым принадлежит монопольное право на проведение крупнейших соревнований в мире
2) Спонсоры, которые дают бабос
3) Клубы, которые за этот бабос впоследствии борются
4) Бизнесы, которые так или иначе связаны с проводимыми мероприятиями.
5) Игроки, которые являются главным инструментом
6) Антидопинговые организации
Я не думаю, что вышеперечисленное мною - откровение для кого-то. Вполне обычные вещи, которые были, есть и будут. И здесь у каждого свое мнение относительно положения вещей. Мне, например, кажется, что спорт - это в первую очередь бизнес с большими акулами, которых волнует только финансовая сторона вопроса. Мы как зрители совершенно не в курсе того, что происходит за кулисами, что написано в договорах спонсорства и прочих интересных вещах. Мы не знаем, насколько эффективно работает антидопинговая организация, мы не в курсе того, что принимают спортсмены. Профессиональный спорт таким образом становится спектаклем, а не видом состязательного мероприятия. В этом спектакле актеры (игроки) пашут больше всех, а зарабатывают меньше всех из вышеназванной цепочки (кроме, может быть, торгошей сувениров). Однако массовому зрителю предоставляется исключительно информация о том, что такой-то такой-то заработал очередной миллион, купил яхту и имеет 50 жен. И никто не дает информацию в сравнении, что директор клуба заработал в 100 раз больше, посидев в этом время на попе (конечно, это я утрирую - он не сидел на попе, а нес определенные финансовые риски). Однако риски игроков тоже имеются - эти риски напрямую зависят от рисков клуба + от своих собственных (например вред здоровью, в том числе от принятия препаратов). Таким образом, для клубов игроки - актив. От активов, не приносящих пользы - избавляются: перепродают, выкидывают, обменивают.
Продолжая рассуждения в этой логике, можно прийти только одному единственному выводу - весь профессиональный спорт куплен, распланирован и спроектирован на будущие годы с целью притока капитала. Результаты известны заранее, кто выиграет и кто проиграет, кто забьет, а кто пропустит. Отсюда свой башель имеют тотализаторы, рейтинговые агенства, аналитики, игроки, спонсоры и прочее. Место случайностям здесь быть не может. Но нужно это все предоставить так, чтобы это походило на состязания - запускать уток в интернете, проводить пресс-конференции с игроками, брать интервью, автографы и прочее прочее. Соответственно, если договоренность нарушается, то в силу могут вступить санкции, вроде как послеигровых "проверок" и выявление допинга в крови, дисквалификации и уплаты штрафов.
Вся соль в том, что казуальный и полупрофессиональный спорт это более честный спорт. Там крутятся не такие уж и большие деньги, игроки знают, что вряд ли пробьются и играют честно. Однако если попадут в профессиональные клубы - их купят, дадут почувствовать вкус денег, а потом будут ставить условия, на которые нельзя будет не согласиться.
Теперь посмотрим на киберспорт. Киберспорт - явление сравнительно очень молодое. Любая игра может стать "спортивной", главное создать хороший игровой продукт и аудиторию. Деньги сравнительно с традиционным спортом крутятся маленькие, но большие для того ряда спонсоров, которые рекламируются на такого рода мероприятиях, причем даже крупные компании могут заработать дополнительную "мелочь". Например, на одном не очень крупном старкрафтном турнире была реклама Макдональдса. Казалось бы, что тут забыл Макдональдс? Но по их мнению любители старкрафта любят есть фастфуды, как по мнению некоторых других компаний любители футбола - страстные пивохлебы с ярковыраженными проблемами с потенцией.
В киберспорте схема та же самая :
1) Организаторы мероприятий, которые либо сами издатели, либо крупные спонсоры-организаторы
2) Спонсоры, которые спонсируют команды
3) Кланы, которые за этот бабос впоследствии борются
4) Бизнесы, которые так или иначе связаны с проводимыми мероприятиями (те же тотализаторы, рейтинговые агенства, интернет-ресурсы и прочие ребята)
5) Игроки, которые пахают больше всех
Только вот антидопинговых проверок нету.
Медицинские тесты - вещь недешевая. По своим затратам они сильно могут отразиться на призовых пулах. Взять, например, The International по Dota II. Финальный призовой пул составил $10,930,698. Это большие деньги для киберспорта. Для 90 игроков, которые участвовали, по-хорошему должны проводиться тесты крови и мочи на предмет наличия допинга или других веществ. Я нашел цены на проверку на австралийском сайте антидопингового министерства. Цены недешевые http://www.asada.gov.au/about/fees.html .
В отличие от профессионального традиционного спорта, киберспорт показывает себя еще хуже, т.к. там контроль за игроками сводится к тому, чтобы они не читерили традиционными методами, аля микрофоны, мониторинг и прочее. В играх наподобие старкрафта существуют определенные билды, тактики и стратегии. Игроки их знают, знают друг друга и просто задротят по сути одно и то же. Но что невозможно "зазадротить" и что может являться критерием, который решит исход - это не знание игры, а реакция и внимание. Это основные киты, на которых строится успех в данной дисциплине. Их можно "прокачать" многочасовыми тренировками, т.е. честно вкладывая труд. Но никто не застрахован от того, что твой оппонент будет находиться под веществами, обеспечивающими абнормальное повышение этих ключевых характеристик.
http://bjoernfranzen.com/doping-in-esports-the-almost-invisible-elephant-in-the-room/
Англоязычная статья, из которой я приведу отрывок
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82
Англоязычная статья, из которой я приведу отрывок
Смысл отрывка: Тренер дал азиатскому игрому банку с наклейкой "БАД", сказав, что это поможет тебе остаться внимательным и бодрым. Автор статьи попросил у игрока образец таблетки, привез ее домой, отдал в лабораторию, после чего оказалось - что это вид психотропного лекарства, которым лечат синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подробнее о Риталине (он же Метилфенидат) можете почитать тутA totally different example was a stay in Asia when a StarCraft II player presented me with a bottle of pills he got from his coach with a self-made sticker on it saying something along the lines of “Supplements” in Mandarin that he told me helped him focus and stay awake.
After asking him if he’d mind giving me one and a free drug analysis two weeks later back home in Germany, which on a side note is a great service offered for partygoers by the public health department to see if they possibly had been sold bad pills from a random drug dealer people should make more use of, I found out that the coach had given him Ritalin, a psychostimulant used for the treatment of ADHD.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82
Автор статьи десять лет проработал на киберспортивной арене, за кулисами. Особого смысла врать ему нет - это просто подтверждение общих догадок.
Вывод из этого очень удручающий. Если в традиционном спорте хотя бы для вида проводятся проверки на биологические добавки и прочий вид жульничества, чтобы составить представление о честном спорте, в киберспорте об этом даже не говорят и не думают. Мне самому это никогда просто не приходило в голову. Это очень удручающая тенденция, т.к. выплаты киберспортсменов не являются достаточными, чтобы оправдать такие временные и личностные инвестиции. Исправлять положение дел пока никто не собирается.
Будьте здоровы, играйте честно!