Niko
Здесь вам не тут
Тема о наболевшем, которая не редко всплывает в дискуссиях о моей любимой игре. Я регулярно сталкиваюсь с вопросами не только по Бфме2, но так же и с различными вопросами по различным модам на Битву за Средиземье 2. Обычно я отвечаю, что я не играю в моды по Бфме2 и другим не советую этого делать, многие спрашивают почему и искренне этого не понимают. Поэтому я решил расставить все точки на i и может быть даже все точки на ё, выразив разом все свое мнение касательно модов на Бфме и относительно оригинала. Многое из написанного здесь может не понравиться любителям модов, многие не согласятся со мной, это ваше право. Я лишь выражу свою мнение и мысли касательно данного вопроса.
Сразу хочу заметить, что глобальное отношение к модам у меня не такое радикальное, т.е. некоторые игры превосходно подходят для модов, некоторые игры созданы на базе любительских модов и перерастают в настоящий хит (не будем тыкать пальцем на сами-знаете-какую-игру). Однако я считаю, что Бфме2 не годится для модостроительства, т.к. именно в этой игре моды сказываются довольно пагубно для всего онлайн сообщества. Одна из причин это конечно же техническая составляющая, я сам модами не занимался, но очевидно, что движок игры не идеален, он с кучей ошибок и недочетов, даже оригинальная игра содержит множество чисто технических проблем, а с различными модами и наворотами количество ошибок и дыр в игре только возрастает, т.е. у Бфме даже нет нормальной технической базы, без серьёзных лагов и ошибок, как например в том же третьем Варкрафте. Я считаю, что на Бфме2 создать полностью рабочий и без багов мод нереально, т.к. сама игра изначальная неидеальна, иначе бы наверняка все играли только в один, какой-то самый популярный и рабочий мод. Это подводит нас к следующему моменту, а именно к разделению сообщества.
Комьюнити оригинальной Бфме2 к сожалению довольно разобщено, но к еще большему сожалению в онлайне преобладают игроки с версией 1.00, самой ужасной и несбалансированной версии игры, те кто играет на ней не может в полной мере говорить, что умеет играть в Бфме2. Далее идут игроки последнего официального патча 1.06, пусть он довольно дырявый в плане баланса, но все же он лучше чем 1.00 и как ни странно лучше многих модов. После идут игроки последнего бтп патча для клановых войн. Это наиболее сбалансированная и наименее баганная версия игры, но к сожалению игроков на этом патче подавляющее меньшинство, их очень трудно найти. Я веду к тому, что моды добавляют в перечисленные три категории еще одну, большую категорию с множеством ответвлений, с одноименным же названием. Модов много, намного больше чем версий оригинальной игры и это еще сильнее разобщает игроков, каждый играет в свою версию игры, каждый играет в свой любимый мод, считая его лучше других, в итоге получается еще большее дробление. Получаются очень малочисленные и непостоянные микросообщества, которые не позволяют развиваться оригинальной игре.
Некоторые защитники модов говорят, "Я не хочу быть задротом, я просто играю ради удовольствия и наслаждаюсь красивой картинкой". Нет, вы серьёзно? Конечно на 2006 год картинка была и впрямь не плохая, но на сегодняшний день существует уйма игр, где "любоваться картинкой" было бы намного логичнее и приятнее. Для меня онлайн игра это тоже игра для удовольствия, но мне не нужно новых видов войск или анимации чтобы понять в чем настоящее удовольствие от игры. Зачастую среди любителей модов оказываются те игроки, которым важен лишь антураж и красивая обертка, им главное чтобы попафоснее выглядела армия и побольше было разных юнитов, "прям как в фильме". К сожалению модеры и модолюбители зачастую не понимают, что они заблуждаются, пытаясь найти фан там, где его нет. Потому что настоящее удовольствие и интерес в игре можно получить лишь в открытой и динамичной игре, а именно этого качества как правило и лишены моды. К слову, дополнение к Бфме2 Под знаменем Короля-Чародея я тоже отношу больше к модам, чем к оригиналу, поэтому я к нему так же прохладно отношусь.
Так же любители модов в свою защиту обычно говорят, "Что плохого в том чтобы разнообразить устаревшую игру и скучный игровой процесс?". Отвечу им, что эта игра не нуждается в изменении игрового процесса, здесь не нужны новые спеллы, герои, войска или здания. Это все лишнее, в Бфме2 уже есть все, что необходимо для того, чтобы получать великолепные, захватывающие и зрелищные матчи, знаю это не по наслышке. Нет нужды добавлять новую фракцию Арнор или Харад, нет нужды изобретать велосипед, потому что игра работает, она уже приносит удовольствие и её процесс интересен без дополнительных войск и структур. Те кто считают обратное, не знают, что такое настоящее Бфме2. Модолюбители считают, что интересный матч может получиться только там, где все зрелищно визуально и очень много пестрых войск, как в фильме. Поверьте, оригинальная игра способна на многое и она куда интереснее и динамичнее модов, нужно лишь пожелать научиться играть, чтобы понять это.
Баланс, пожалуй главный камень преткновений. Как говорилось выше, баланс на 1.00 просто ужасный, кошмарный, наидырявейщий (эпитеты можно подбирать самые разные, суть остается одна - 1.00 неиграбелен), на 1.6 баланс оставляет желать много лучшего, в частности из-за некоторых багов и упущений по балансу, будь то неубиваемый Арагорн или дохлый Даин с конной броней. На последнем бтп патче 1.08 и вообще в серии клановых патчей убрано множество багов и баланс доведён до приличного. Даже не смотря на некоторые спорные изменения последних версий бтп, патч остается лучшим вариантом из возможных. Я считаю, что в модах не может быть нормального баланса, хотя многие пытались убедить меня в обратном. Это невозможно, потому что, для того чтобы рассуждать о балансе и как-то его править, нужно обладать хоть каким-нибудь игровым опытом, т.е. обладать более менее приличным пониманием онлайн игры, иметь хотя бы среднее представление, о том, как проходят матчи. Поэтому я считаю, что модеры и игроки не могут трезво рассуждать о игровом балансе. Подавляющее большинство модо-игроков предпочитают сражения по типу "не атаковать полчаса и копить полный лимит с героями 10 уровня", либо вовсе играют с компьютером, игнорируя онлайн. Быть может конечно я сам создал себе этот стереотип, но пока что я не увидел никаких реальных опровержений этому.
Как правило, изменения в балансе в модах приводят к снижению динамики игрового процесса и усилению тактики "отсидеться на базе", что порождает "дико увлекательные" матчи, где два игрока сидят обстроившись башнями и копят сильный лимит, чтобы свести всю игру к 1-2 сражениям. Яркий пример - хваленный многими Эдайн мод, создатели которого напихали кучу разных юнитов, новых условий и игровых элементов. Они решили сделать игру более реалистичной, сделав так, что уничтожать постройки противника обычными войсками стало невыгодно. Они решили, что негоже мечникам ферму мечами затыкивать и сделали сильный урон по зданиям различным катапультам и чудовищам, по типу энтов и троллей, а простым юнитам урон по зданиям наоборот сделали незначительным. В результате вся игра стала сводиться к тому, что нужно просто построить побольше катапульт и ими решать игру. Это привело к тому, что потерялось всяческое тактическое разнообразие и динамика, пропала всяческая нужда придумывать что-то новое, потому что все равно ничего не сработает без осадных орудий, ведь противник обстроится башнями, а башни бить мечниками или всадниками слишком невыгодно. Развитие игры в сторону черепашьей обороны и улиточной атаке, это то что нужно в РТС? Я думаю, что определённо нет.
Зачем играть в моды, с кучей бесполезных и ненужных войск и зданий, большинство из которых все равно не используются? Зачем играть в моды, создатели которых не знают даже самых элементарных игровых моментов? В том ли смысл этой игры, чтобы просто смотреть на скины новых юнитов и зданий? Нет, я считаю, что оригинал намного лучше, он динамичнее, он баланснее, на нём легче найти соперника в Геймренджере. Потенциал и глубина оригинальной Бфме 2 намного глубже и больше, чем может показаться на первый взгляд. Если вы думаете, что играть одними и теми же юнитами не может быть интересно, то вы ошибаетесь, шахматы не меняются уже много лет, но не теряют своей актуальности, в Бфме 2 по прежнему можно играть интересные матчи без излишних новшеств. Не нужно говорить о скучности Бфме 2, потому что эта игра не скучна, пусть она не лишена ряда недостатков, это так, но говорить о скучности или устарелом игровом процессе не приходится. Лишь научившись играть оригинал, вы поймете сколько в себе таит эта игра, насколько интересной и увлекательной она может быть. Если просто знать об этом и уметь хоть немного играть, иметь желание играть лучше. Потому что, чем лучше вы играете, тем приятнее проходит игра. Обычный среднестатистический матч в оригинальной Бфме 2 намного лучше и интереснее затянутой осады в самом красивом моде.
Однако выбор все равно остается за игроками, я лишь надеюсь, на то что игроки чаще будут делать выбор в пользу оригинала, пусть не столь идеального, как хотелось бы, но все же куда более родного. Моды могли бы быть полезными, в том случае, если бы велась работа над различными багами и недочетами разработчиков в плане игровых ошибок. Отчасти неофициальный патч бтп тоже можно назвать модом, к тому же в последних версих были и чисто декоративные изменения, но бтп патч прежде всего затрагивает баланс, игровые аспекты, заглаживая шероховатости и недочеты игры, убирая различные баги и ошибки. При этом сама игра остается неизменной, те же юниты, те же герои, тот же процесс, просто более отточенный и логичный.
Мне остается лишь выразить надежду, что больше людей будут играть в оригинал, хотя бы на 1.06, а еще лучше на бтп 1.08.
Сразу хочу заметить, что глобальное отношение к модам у меня не такое радикальное, т.е. некоторые игры превосходно подходят для модов, некоторые игры созданы на базе любительских модов и перерастают в настоящий хит (не будем тыкать пальцем на сами-знаете-какую-игру). Однако я считаю, что Бфме2 не годится для модостроительства, т.к. именно в этой игре моды сказываются довольно пагубно для всего онлайн сообщества. Одна из причин это конечно же техническая составляющая, я сам модами не занимался, но очевидно, что движок игры не идеален, он с кучей ошибок и недочетов, даже оригинальная игра содержит множество чисто технических проблем, а с различными модами и наворотами количество ошибок и дыр в игре только возрастает, т.е. у Бфме даже нет нормальной технической базы, без серьёзных лагов и ошибок, как например в том же третьем Варкрафте. Я считаю, что на Бфме2 создать полностью рабочий и без багов мод нереально, т.к. сама игра изначальная неидеальна, иначе бы наверняка все играли только в один, какой-то самый популярный и рабочий мод. Это подводит нас к следующему моменту, а именно к разделению сообщества.
Комьюнити оригинальной Бфме2 к сожалению довольно разобщено, но к еще большему сожалению в онлайне преобладают игроки с версией 1.00, самой ужасной и несбалансированной версии игры, те кто играет на ней не может в полной мере говорить, что умеет играть в Бфме2. Далее идут игроки последнего официального патча 1.06, пусть он довольно дырявый в плане баланса, но все же он лучше чем 1.00 и как ни странно лучше многих модов. После идут игроки последнего бтп патча для клановых войн. Это наиболее сбалансированная и наименее баганная версия игры, но к сожалению игроков на этом патче подавляющее меньшинство, их очень трудно найти. Я веду к тому, что моды добавляют в перечисленные три категории еще одну, большую категорию с множеством ответвлений, с одноименным же названием. Модов много, намного больше чем версий оригинальной игры и это еще сильнее разобщает игроков, каждый играет в свою версию игры, каждый играет в свой любимый мод, считая его лучше других, в итоге получается еще большее дробление. Получаются очень малочисленные и непостоянные микросообщества, которые не позволяют развиваться оригинальной игре.
Некоторые защитники модов говорят, "Я не хочу быть задротом, я просто играю ради удовольствия и наслаждаюсь красивой картинкой". Нет, вы серьёзно? Конечно на 2006 год картинка была и впрямь не плохая, но на сегодняшний день существует уйма игр, где "любоваться картинкой" было бы намного логичнее и приятнее. Для меня онлайн игра это тоже игра для удовольствия, но мне не нужно новых видов войск или анимации чтобы понять в чем настоящее удовольствие от игры. Зачастую среди любителей модов оказываются те игроки, которым важен лишь антураж и красивая обертка, им главное чтобы попафоснее выглядела армия и побольше было разных юнитов, "прям как в фильме". К сожалению модеры и модолюбители зачастую не понимают, что они заблуждаются, пытаясь найти фан там, где его нет. Потому что настоящее удовольствие и интерес в игре можно получить лишь в открытой и динамичной игре, а именно этого качества как правило и лишены моды. К слову, дополнение к Бфме2 Под знаменем Короля-Чародея я тоже отношу больше к модам, чем к оригиналу, поэтому я к нему так же прохладно отношусь.
Так же любители модов в свою защиту обычно говорят, "Что плохого в том чтобы разнообразить устаревшую игру и скучный игровой процесс?". Отвечу им, что эта игра не нуждается в изменении игрового процесса, здесь не нужны новые спеллы, герои, войска или здания. Это все лишнее, в Бфме2 уже есть все, что необходимо для того, чтобы получать великолепные, захватывающие и зрелищные матчи, знаю это не по наслышке. Нет нужды добавлять новую фракцию Арнор или Харад, нет нужды изобретать велосипед, потому что игра работает, она уже приносит удовольствие и её процесс интересен без дополнительных войск и структур. Те кто считают обратное, не знают, что такое настоящее Бфме2. Модолюбители считают, что интересный матч может получиться только там, где все зрелищно визуально и очень много пестрых войск, как в фильме. Поверьте, оригинальная игра способна на многое и она куда интереснее и динамичнее модов, нужно лишь пожелать научиться играть, чтобы понять это.
Баланс, пожалуй главный камень преткновений. Как говорилось выше, баланс на 1.00 просто ужасный, кошмарный, наидырявейщий (эпитеты можно подбирать самые разные, суть остается одна - 1.00 неиграбелен), на 1.6 баланс оставляет желать много лучшего, в частности из-за некоторых багов и упущений по балансу, будь то неубиваемый Арагорн или дохлый Даин с конной броней. На последнем бтп патче 1.08 и вообще в серии клановых патчей убрано множество багов и баланс доведён до приличного. Даже не смотря на некоторые спорные изменения последних версий бтп, патч остается лучшим вариантом из возможных. Я считаю, что в модах не может быть нормального баланса, хотя многие пытались убедить меня в обратном. Это невозможно, потому что, для того чтобы рассуждать о балансе и как-то его править, нужно обладать хоть каким-нибудь игровым опытом, т.е. обладать более менее приличным пониманием онлайн игры, иметь хотя бы среднее представление, о том, как проходят матчи. Поэтому я считаю, что модеры и игроки не могут трезво рассуждать о игровом балансе. Подавляющее большинство модо-игроков предпочитают сражения по типу "не атаковать полчаса и копить полный лимит с героями 10 уровня", либо вовсе играют с компьютером, игнорируя онлайн. Быть может конечно я сам создал себе этот стереотип, но пока что я не увидел никаких реальных опровержений этому.
Как правило, изменения в балансе в модах приводят к снижению динамики игрового процесса и усилению тактики "отсидеться на базе", что порождает "дико увлекательные" матчи, где два игрока сидят обстроившись башнями и копят сильный лимит, чтобы свести всю игру к 1-2 сражениям. Яркий пример - хваленный многими Эдайн мод, создатели которого напихали кучу разных юнитов, новых условий и игровых элементов. Они решили сделать игру более реалистичной, сделав так, что уничтожать постройки противника обычными войсками стало невыгодно. Они решили, что негоже мечникам ферму мечами затыкивать и сделали сильный урон по зданиям различным катапультам и чудовищам, по типу энтов и троллей, а простым юнитам урон по зданиям наоборот сделали незначительным. В результате вся игра стала сводиться к тому, что нужно просто построить побольше катапульт и ими решать игру. Это привело к тому, что потерялось всяческое тактическое разнообразие и динамика, пропала всяческая нужда придумывать что-то новое, потому что все равно ничего не сработает без осадных орудий, ведь противник обстроится башнями, а башни бить мечниками или всадниками слишком невыгодно. Развитие игры в сторону черепашьей обороны и улиточной атаке, это то что нужно в РТС? Я думаю, что определённо нет.
Зачем играть в моды, с кучей бесполезных и ненужных войск и зданий, большинство из которых все равно не используются? Зачем играть в моды, создатели которых не знают даже самых элементарных игровых моментов? В том ли смысл этой игры, чтобы просто смотреть на скины новых юнитов и зданий? Нет, я считаю, что оригинал намного лучше, он динамичнее, он баланснее, на нём легче найти соперника в Геймренджере. Потенциал и глубина оригинальной Бфме 2 намного глубже и больше, чем может показаться на первый взгляд. Если вы думаете, что играть одними и теми же юнитами не может быть интересно, то вы ошибаетесь, шахматы не меняются уже много лет, но не теряют своей актуальности, в Бфме 2 по прежнему можно играть интересные матчи без излишних новшеств. Не нужно говорить о скучности Бфме 2, потому что эта игра не скучна, пусть она не лишена ряда недостатков, это так, но говорить о скучности или устарелом игровом процессе не приходится. Лишь научившись играть оригинал, вы поймете сколько в себе таит эта игра, насколько интересной и увлекательной она может быть. Если просто знать об этом и уметь хоть немного играть, иметь желание играть лучше. Потому что, чем лучше вы играете, тем приятнее проходит игра. Обычный среднестатистический матч в оригинальной Бфме 2 намного лучше и интереснее затянутой осады в самом красивом моде.
Однако выбор все равно остается за игроками, я лишь надеюсь, на то что игроки чаще будут делать выбор в пользу оригинала, пусть не столь идеального, как хотелось бы, но все же куда более родного. Моды могли бы быть полезными, в том случае, если бы велась работа над различными багами и недочетами разработчиков в плане игровых ошибок. Отчасти неофициальный патч бтп тоже можно назвать модом, к тому же в последних версих были и чисто декоративные изменения, но бтп патч прежде всего затрагивает баланс, игровые аспекты, заглаживая шероховатости и недочеты игры, убирая различные баги и ошибки. При этом сама игра остается неизменной, те же юниты, те же герои, тот же процесс, просто более отточенный и логичный.
Мне остается лишь выразить надежду, что больше людей будут играть в оригинал, хотя бы на 1.06, а еще лучше на бтп 1.08.