Тенгвар — система письма, изобретённая Феанором (и поэтому также называвшаяся алфавитом или письмом Фэанора). Она использовалась для множества языков среди Свободных Народов и стала, возможно, самой выдающейся системой письма Арды, используемой множеством рас и народов на протяжении веков.
Фэанор изобрел тенгвар в 1250 году Первой Эпохи Арды, находясь под сильным влиянием письменности Сарати, которую изобрёл Румиль, Хранитель Мудрости. Фэанор создал тенгвар как общий фонетический алфавит и разработал специальные аранжировки, чтобы соответствовать характеристикам всех языков Валинора. В течение Первой Эпохи возникли три различных варианта тенгвара: для квэнья, белериандская версия нолдор-этьянголди и для синдарина.
Наиболее примечательной характеристикой письма тенгвар является то, что формы букв соответствуют особенностям звуков, которые они представляют.
Форма тенгвара единообразно состояла из двух элементов: telco (основа), к которой прикреплена lúva (дуга). Заметно, что некоторые буквы сарати напоминали форму telco/lúva, которую можно увидеть в тенгваре. Поэтому возможно, что эти конкретные буквы стилистически повлияли на тенгвар.
Telco может быть обычным, приподнятым, укороченным или приподнятым. Lúva может быть одинарным или двойным, и они могут быть открытыми или закрытыми.
Все вышеперечисленные комбинации могут создавать от 32 до 40 различных форм букв. Эти формы отражали фонологические значения: базовая форма тенгвы использовалась для патакара, глухих смычек; telcor определял, как произносился звук, а lúvar — где во рту он произносился:
В зависимости от формы 32 различных глифа можно было бы расположить и последовательно представить на таблице. Основные буквы делятся на серии (témar), которые соответствуют основным местам артикуляции, и на шесть рядов (tyeller), которые соответствуют основным способам артикуляции. Оба различаются в зависимости от лада.
В таблице ниже приведены теоретические значения тенгвара, последовательно основанные на вышеупомянутых правилах. Обратите внимание, что ни один язык не обладал всеми этими звуками, и следующее не представляет собой фактическую таблицу значений конкретного языка. В действительности, языки использовали их модификации или вариации.
К концу Третьей Эпохи тенгвар был стандартизирован. Квэнийские названия тенгв стали стандартными для всех ладов, а менее используемые не были включены (хотя всё ещё использовались), такие как расширенные основы и тьельпетема. Таблица отображала 36 букв: 24 стандартных тенгвы, плюс 12 дополнительных.
Фэанор изобрел тенгвар в 1250 году Первой Эпохи Арды, находясь под сильным влиянием письменности Сарати, которую изобрёл Румиль, Хранитель Мудрости. Фэанор создал тенгвар как общий фонетический алфавит и разработал специальные аранжировки, чтобы соответствовать характеристикам всех языков Валинора. В течение Первой Эпохи возникли три различных варианта тенгвара: для квэнья, белериандская версия нолдор-этьянголди и для синдарина.
Наиболее примечательной характеристикой письма тенгвар является то, что формы букв соответствуют особенностям звуков, которые они представляют.
Форма тенгвара единообразно состояла из двух элементов: telco (основа), к которой прикреплена lúva (дуга). Заметно, что некоторые буквы сарати напоминали форму telco/lúva, которую можно увидеть в тенгваре. Поэтому возможно, что эти конкретные буквы стилистически повлияли на тенгвар.
Telco может быть обычным, приподнятым, укороченным или приподнятым. Lúva может быть одинарным или двойным, и они могут быть открытыми или закрытыми.
Все вышеперечисленные комбинации могут создавать от 32 до 40 различных форм букв. Эти формы отражали фонологические значения: базовая форма тенгвы использовалась для патакара, глухих смычек; telcor определял, как произносился звук, а lúvar — где во рту он произносился:
- Удвоение смычка превращает глухой согласный в звонкий.
- Поднятие основы над чертой превращает ее в соответствующий фрикативный согласный или его соответствующую звонкий вариант.
- Укорачивание (так что это только высота смычка) указывает на соответствующий носовой согласный или, в основном, на аппроксиманты.
В зависимости от формы 32 различных глифа можно было бы расположить и последовательно представить на таблице. Основные буквы делятся на серии (témar), которые соответствуют основным местам артикуляции, и на шесть рядов (tyeller), которые соответствуют основным способам артикуляции. Оба различаются в зависимости от лада.
В таблице ниже приведены теоретические значения тенгвара, последовательно основанные на вышеупомянутых правилах. Обратите внимание, что ни один язык не обладал всеми этими звуками, и следующее не представляет собой фактическую таблицу значений конкретного языка. В действительности, языки использовали их модификации или вариации.
К концу Третьей Эпохи тенгвар был стандартизирован. Квэнийские названия тенгв стали стандартными для всех ладов, а менее используемые не были включены (хотя всё ещё использовались), такие как расширенные основы и тьельпетема. Таблица отображала 36 букв: 24 стандартных тенгвы, плюс 12 дополнительных.