• Дорогой гость!

    Мы рады приветствовать вас на форуме Эвендима!

    Эвендим - это один из крупнейших проектов, посвященных миру Толкина, на котором вы можете найти все, что вам интересно! Эвендим ставит перед собой цель - объединить поклонников мира Толкина со всего мира. Вместе с нашими форумчанами, которые стали нашей второй семьей, мы постоянно работаем над тёплой и дружеской атмосферой, благодаря которой, так легко заводить новых друзей, и приятно проводить время!

    Мы приглашаем вас познавать мир Толкина, играть в игры, заводить новых друзей, и строить Эвендим вместе с нами!
Tips

Мифы и легенды

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Здесь я предлагаю обсуждать мифы и легенды различных народов. Олимпийских богов и греческих героев, асов и йотунов, звероглавых богов Египта и прочую седую древность. Также тут лучше будет обсуждать мифологические эпосы и произведения на мифической основе.
Добавлено:

Итак, начну первым и с достаточно стандартных вопросов:

1) Мифы какого народа у вас самые любые? У меня - таки греческая. Я на ней вырос, начал знакомиться с греческими мифами до того как научился читать, и обожаю её безумно. Хотя скандинавская, египетская и индийская тоже очень хороши;

2) Какой мифологический эпос вам больше всего нравится? Мне - "Илиада", "Одиссея", "Рамаяна", "Калевала", обе "Эдды". Кому-то, вероятно, сложно привыкнуть к изложенным в стихах мифам, но мне подобные произведения очень нравятся. Словно прикасаешься к чему-то вечному и незыблемому;

3) Ваши любимые современные произведения на основе мифов? У меня это - "Мифологический цикл" Олди ("Ахейский цикл", "Чёрный Баламут", "Мессия очищает диск"), "Сказания о титанах" Голосовкера, "Аид, любимец судьбы" Кисель, "Одиссея" Кончаловского, диснеевский "Геркулес" и советские мультфильмы Снежно-Блоцкой;
 

Ælfwīs

Loremaster
Команда форума
  • Лунный камень Эвендима
  • Орден Белого Древа
1) Мифы какого народа у вас самые любые?
  • Германская и скандинавская (очень хотел бы подробнее узнать об англосаксонской мифологии).
  • Кельтская.
  • Греческая и римская.
2) Какой мифологический эпос вам больше всего нравится?
Старшая Эдда, Книга Захватов Ирландии.
Ваши любимые современные произведения на основе мифов?
Легендариум Толкина (как попытка эту самую англосаксонскую мифологию реконструировать), «Американские Боги» и Метавселенная одного небезызвестного товарища.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
  • Германская и скандинавская (очень хотел бы подробнее узнать об англосаксонской мифологии).
  • Кельтская.
  • Греческая и римская.

Старшая Эдда, Книга Захватов Ирландии.

Легендариум Толкина (как попытка эту самую англосаксонскую мифологию реконструировать), «Американские Боги» и Метавселенная одного небезызвестного товарища.
Кстати, да - зря я кельтскую не упомянул. Знаю я о ней плохо, но мне кажется, что она не менее интересная, чем скандинавская.

Рудазов как-то упоминал, что хотел бы написать книгу про Геракла, но не станет этого делать - ибо Олди, что называется, тему закрыли намертво. В принципе, это верно, но всё же жаль - я бы с удовольствием почитал александровскую интерпретацию тех самых двенадцати подвигов.
 

Ælfwīs

Loremaster
Команда форума
  • Лунный камень Эвендима
  • Орден Белого Древа
Ещё можно творения от Marvel и DC вспомнить — пусть и у них от мифов остались только очень сильно интерпретированные некоторые сюжеты и некоторые образы.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Ещё можно творения от Marvel и DC вспомнить — пусть и у них от мифов остались только очень сильно интерпретированные некоторые сюжеты и некоторые образы.
Эх, в своё время меня от этих комиксов очень сильно бомбило. Серьёзно, как увижу чернявого Локи или фразы в стиле "Локи, брат Тора" - и давай полыхать, что твоя ракета. Сейчас я это уже перерос, конечно, но до сих пор периодически раздражает.
Добавлено:

Кстати, а в "Бога войны" с Кратосом кто-нибудь играл? Я - только в юности, в самую первую часть. Для меня она была одной из лучших игр - и я до сих пор надеюсь, что разработчики выпустят ремастер.
 

Ælfwīs

Loremaster
Команда форума
  • Лунный камень Эвендима
  • Орден Белого Древа
Серьёзно, как увижу чернявого Локи или фразы в стиле "Локи, брат Тора"
Кстати, я помню, что когда учился в пятом классе, на уроках литературы у нас было очень краткое изучение нескольких сюжетов из скандинавской мифологии (например, там был тот сюжет, когда Тор с друзьями соревновался со Смертью и прочими) — так что меня эта комиксовая интерпретация тоже вводила в ступор поначалу.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Кстати, я помню, что когда учился в пятом классе, на уроках литературы у нас было очень краткое изучение нескольких сюжетов из скандинавской мифологии (например, там был тот сюжет, когда Тор с друзьями соревновался со Смертью и прочими) — так что меня эта комиксовая интерпретация тоже вводила в ступор поначалу.
Что характерно, к тому же "Геркулесу" я отношусь положительно - даром, что Аид не был похож на упыря с горящей головой, не облизывался на трон Зевса и т.д. Да, я признаю, что это двойные стандарты - просто этот мультфильм познакомил меня с греческими мифами и относиться к нему дурно у меня не выходит. М-да.
 

Ælfwīs

Loremaster
Команда форума
  • Лунный камень Эвендима
  • Орден Белого Древа
Что характерно, к тому же "Геркулесу" я отношусь положительно - даром, что Аид не был похож на упыря с горящей головой, не облизывался на трон Зевса и т.д. Да, я признаю, что это двойные стандарты - просто этот мультфильм познакомил меня с греческими мифами и относиться к нему дурно у меня не выходит. М-да.
Он воспринимается слишком отдалённо от первоисточника.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Кому как. Того же Рудазова от него вполне себе бомбит. И его можно понять - достаточно только сравнить тамошних титанов с мифическими.
 

Ælfwīs

Loremaster
Команда форума
  • Лунный камень Эвендима
  • Орден Белого Древа
Кому как. Того же Рудазова от него вполне себе бомбит. И его можно понять - достаточно только сравнить тамошних титанов с мифическими.
Примерно также бомбило и Профессора от изменившегося образа эльфов.
 

Ælfwīs

Loremaster
Команда форума
  • Лунный камень Эвендима
  • Орден Белого Древа
Да уж, ничто не вечно под луной...
Символично, кстати, что у эльфов и титанов тут много общего — Младшие Боги и Старшие Боги постепенно выродились до мелкой хулиганистой нечисти и хтонических тварей.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Это точно. Вообще, подобным многие создания способны "похвастаться" - например, греческие же циклопы. Изначально - доолимпийские боги бурь, а теперь - просто одноглазые великаны-людожоры.
 

Ælfwīs

Loremaster
Команда форума
  • Лунный камень Эвендима
  • Орден Белого Древа

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Свойства шкуры совпадают)

Умение обращать в камень — это Ме?
Скорее - проявление титановой силы, как увеличение или метание файерболлов. Титаничность Горгон Александр нигде прямо не подтверждал, НО - таковыми они изображены у Голосовкера, которого Рудазов крайне котирует.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Метаморфизм и трансформация — достаточно сложные разделы магии, чтобы их списать на такое.
Скажем так - в "Байках" он продемонстрировал, что титанова сила способна и не на такое. Появился там мельком один озверевший товарищ, который источал смрад, от которого всё гнило и разлагалось.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Видел её, да.

Кстати - а "Путешествие на Запад" кто-нибудь читал? На мой взгляд, это неоднозначная штука. То есть, она безусловно культовая, Сунь Укун - очень классный и харизматичный персонаж, но ведь содержимое на 70 % состоит из сплошных самоповторов. Конечно, для древней литературы это норма, но всё же.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Я тут рассуждал над таким штампом, как "Никто не любит Аида" - мол, бог смерти обязательно изображается в качестве злодея, противостоящего добрым богам и смертным героям. Причин для возникновения такого тропа много, но суть в том, что люди, изображающие Аида завистником, желающим подвинуть Зевса, были бы даже отчасти правы...если бы речь шла о Посейдоне.

То есть, смотрите - люди, изучавшие греческую мифологию, знают, что Посейдон вместе с несколькими другими богами (чаще всего называют Аполлона и Геру) пытался свергнуть Зевса, но потерпел поражение и был приговорён к временному лишению божественности и строительству троянских стен. В "Илиаде" Посейдон бросает вызов Громовержцу, нарушая его приказ не вмешиваться в противостояние смертных, и похваляется, что он старший брат и один из величайших богов, поэтому Зевс не имеет права ему повелевать (хотя он всё равно подчиняется). Казалось бы - типичная зависть брата, вынужденного довольствоваться вторым местом, но всё гораздо сложнее, если копнуть историю.

Начать стоит с того, что в глиняных табличках, оставшихся от микено-греческой цивилизации, имя Посейдона встречается гораздо чаще, чем имя Зевса, и там его часто упоминают как ванакта - "царя". Его культ был тесно связан с богинями плодородия и деторождения, такой как Эйлейтия, которую почитали в качестве матери божественного ребёнка. В надписях на Пилосе вместе с Посейдоном упоминаются "две царицы", которые могли быть Деметрой и Персефоной. В аркадском городе Фигалии существовал миф о том, как Посейдон в облике жеребца покрыл кобылу-Деметру, которая родила от него божественное потомство. Этот миф архаичный и в других регионах античной Эллады не встречался. Из этого я могу предположить, что именно Посейдон изначально был царём богов и мужем богини плодородия, пока его культ не потеснил культ Тучегонителя Зевса. Который (вот совпадение!) затем стал считаться любовником Деметры и отцом/любовником Персефоны.

Теперь вновь вернёмся к мифам и задумаемся - один ли Посейдон такой бяка, обижавший Зевса? О-о-о нет. Если читать внимательно, то можно заметить, что смертные потомки Громовержца яростно выкашивали сыновей бога морей. Например, божественные близнецы Диоскуры (Кастор Тиндареевич и Полидевк Зевсович) убили братьев Афаретидов, один из которых (Идас) был сыном Посейдона. По версии некоего Гигина, Диоскуры похитили жён Афаретидов и те погибли, пытаясь их вернуть. По более известной версии Аполлодора, Идас и Линкей выиграли у Кастора и Полидевка угнанные стада, но те не захотели смиряться с проигрышем и украли скот, что в итоге вылилось в братоубийственный бой. Далее - Геракл. Так уж получилось, что многие из тех, кого убил этот полубог, были сыновьями или потомками Посейдона: Абдер, слуга Диомеда, по Псевдо-Гигину, был убит Гераклом во время похищения коней-людоедов; фараон Бусирис, приносивший богам людские жертвы, чтобы вернуть в свою страну плодородие, был убит Гераклом; Эврипил из Коса был убит Алкидом, когда судно героя прибило к Косу штормом (насланным Герой) и местные приняли чужаков за пиратов; наконец, сам великан Герион был внуком морского бога, сыном Хрисаора, рождённого от Посейдона и Медузы.

Конечно, многие сыновья Посейдона были существами не самыми приятными, даже по меркам греческой мифологии. Однако, это не отменяет того, что Посейдона вполне можно интерпретировать, как изначального короля богов, сверженного младшим братом, претерпевшим от него немало оскорблений, и неудачно попытавшегося вернуть себе трон.
 
Последнее редактирование:

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Один мой знакомый предложил очень интересную мысль насчёт Кухулина. Вы ведь знаете, что он мог превращаться в жуткое ассимитричное чудовище? Казалось бы, это типичная мифическая бессмыслица, но давайте вспомним, что он сын Луга. А Луг - внук Балора, короля фоморов. Как говорят люди, кровь - не водица...
 

Ælfwīs

Loremaster
Команда форума
  • Лунный камень Эвендима
  • Орден Белого Древа
Один мой знакомый предложил очень интересную мысль насчёт Кухулина. Вы ведь знаете, что он мог превращаться в жуткое ассимитричное чудовище? Казалось бы, это типичная мифическая бессмыслица, но давайте вспомним, что он сын Луга. А Луг - внук Балора, короля фоморов. Как говорят люди, кровь - не водица...
Меня во всей этой истории больше всего смущает то, что король Племён Богини Дану оказался в близком родстве с королём фоморов.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Меня во всей этой истории больше всего смущает то, что король Племён Богини Дану оказался в близком родстве с королём фоморов.
А это архетепичная мифическая черта. Вспомните олимпийцев, сыновей, дочерей, внуков и внучек Крона, царя титанов. Вспомните Одина и асов, дальних потомков первородного йотуна Имира. Да и дэвы с асурами довольно-таки близкая родня.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Что же, решил написать что-то вроде личного топа любимых книг, игр и мультфильмов по греко-римской мифологии. Делать я это буду под настроение и при возможности, так что предупреждаю - "перерывы" будут очень значительные. Также хочу сразу уточнить:
  1. Я не стану упоминать труды древних авторов (типа того же Гомера), обработанные пересказы легенд и те произведения, где мифы греков/римлян играют второстепенную роль. Только художественные произведения, целиком сосредоточенные на олимпийцах, полубогах, чудовищах и прочем;
  2. Произведения я оцениваю не по "каноничности" (каковой в эллинских мифах и нет), а исключительно по подаренным впечатлениям.
Итак, мой топ 12:

12) Рик Риордан, "Перси Джексон и олимпийцы";
11) Age of Mythology;
10) Apotheon;
9) "Кровь Зевса";
8) "Геркулес" (мультфильм и мультсериал);
7) Мультфильмы Снежко-Блоцкой;
6) Hades;
5) God of War;
4) Генри Лайон Олди, "Бык из машины";
3) Елена Кисель, "Аид, любимец судьбы" + "Иная судьба";
2) Яков Голосовкер, "Сказания о титанах";
1) Генри Лайон Олди, "Ахейский цикл".

И начну я свою серию отзывов с "Перси Джексона". Сразу предупреждаю: речь будет идти о первом цикле, включающем книги "Похититель молний", "Море чудовищ", "Проклятие титана", "Лабиринт смерти" и "Последнее пророчество". И совсем немного - о фильмах. Сиквелы, спин-оффы и другие серии я затрагивать не буду (в конце поймете, почему).

Должен признаться, что познакомился я с этим сеттингом не через книги, а через фильм "Перси Джексон и похититель молний" 2010-го. Мне тогда было одиннадцать лет и это кино привело меня в настоящий восторг почти по всем пунктам. Какие крутые там были спецэффекты! Как классно изобразили Минотавра, Медузу, Гидру и других чудовищ! И насколько круты там Аннабет, Гроувер, Хирон, да и сам Перси!... В общем, я тогда пришел в натуральный щенячий восторг, а Лагерь Полукровок завладел моим умом не хуже Хогвартса.

До книг же я добрался лишь пять или шесть лет спустя - и они понравились мне гораздо сильнее. Потому что оказалось, что из фильма вырезали всё, что только можно и нельзя, а вместо этого впихнули давно опостылевшие шаблоны, типа злого-воинственного Аида. Про вторую часть, которая буквально поставила жирный крест на дальнейшей судьбы кинофраншизы, я говорить вообще не хочу. Поэтому лучше сосредоточусь на книгах.

О чём они? Про мальчика Перси Джексона, живущего с мамой и отчимом-скотом. Его настоящий отец давно исчез, из друзей - только чудак Гроувер, да ещё и природа наградила ГРДВ. Всё изменилось в тот момент, когда на него напала новая учительница, обернувшись чудовищем, а его маму убил (как он тогда думал) самый настоящий Минотавр. Тут-то и выяснилось, что Перси - не обычный проблемный ребёнок, а натуральный греческий полубог. А ещё чуть позже оказалось, что он сын не какого-то там Ареса, Аполлона или Гермеса, а аж самого Посейдона.

"Что тут такого?" - скажите вы. - "У морского бога была сотня сыновей в мифах". Так-то да, но события мифов - они когда происходили? С тех пор прошло тысячи лет, и Зевс с братьями принесли клятвы более не заводить детей со смертными - ибо было дано пророчество, что полубожественный потомок одного из "Большой Тройки" будет вершить судьбу Олимпа. Ясное дело, появление сына Посейдона всех поставило на уши, тем паче, что среди богов и до этого накалялись страсти - Зевс обвинял Посейдона в краже его молний, а тот упрямо всё отрицал. Дело неиллюзорно близилось к натуральной войне - так что Перси, Гроуверу (оказавшемуся сатиром) и Аннабет (дочери Афины) пришлось срочно отправляться искать эти молнии, пока всё не полетело в Тартарары.

Вскоре выяснилось, что молнии украл полубог Лука Кастеллан - сын Гермеса, у которого накопилось очень много претензий к олимпийцам. А работает он на самого Кроноса - царя титанов, которого давно свергли и разрубили на кусочки его же потомки. Вот только он тоже ничего не забыл и не простил, и теперь копит силы, зазывая к себе в войско разномастных чудовищ. И так на протяжении всех последующих книг Перси и компания с переменным успехом срывают планы Кроноса, пока не дают ему генеральный бой в центре Нью-Йорка. Титаны побеждены, боги награждают героев, и те продолжают (до поры) жить относительно тихо и мирно.

Если поговорить о персонажах, то моими фаворитами являются Хирон, Посейдон, Кронос и Лука. Прочие герои (включая Перси) меня особо не впечатлили, но про этих четверых я бы хотел расписаться особо.

Хирон... Ну, если быть предельно честным, то здесь он - достаточно типичный мудрый ментор. Директор Лагеря Полукровок, руководящий обучением полубожественных оболтусов и отправляющий их на квесты. Но, несмотря на простоту, он получился у автора весьма обаятельным - сцены с его участием я читал с наибольшим удовольствием. Вдобавок, в отличие от многих других авторов, Рик не забыл, что Хирон вообще-то - тоже сын Кроноса, четвёртый брат Зевса, Посейдона и Аида, а не просто рандомный кентавр. Эпизод в "Последнем пророчестве", где Хирон встаёт против отца и получает от него люлей, а затем появляется Аид и обменивается с Кроносом "любезностями" ("Я согласен с ними (т.е. братьями и сёстрами) в одном - ты был отвратительным отцом!") - божественен.

А вот Посейдон - уже другое дело. Здешнего Посейдона я могу назвать одной из своих любимых интерпретаций греческого бога морей в принципе. Мы ведь помним, каким он был в мифах? Гневливым. Завистливым. Скорым на расправу. Мстительным. Но Риордан показывает, что Посейдон также может быть заботливым отцом и добродушным весельчаком. И это тоже вполне "канонично" - того же Тезея Посейдон вовсю привечал, да и на Олимпе ни одного крупного пира не пропускал.

Однако, автор, если спросите меня, переборщил, всё же противопоставляя его Зевсу. Серьёзно, царь Олимпа у Риордона - невыносимый козёл с космическим эго, на фоне которого Посейдон выглядит образцом адекватности и здравомыслия. Спору нет, такая трактовка тоже может иметь место быть (да и на естественное изменение характеров ничто списать не мешает)... Но получилось всё равно слишком картонно. Даже рефлексии Перси насчёт того, что его отец, оказывается, тоже совершал не самые красивые поступки, на фоне зевсовых чудачеств выглядят скорее как "мытарства для проформы". Но несмотря на это, я готов пожать Риордану руку уже за то, что он решил сделать именно Посейдона отцом главного героя.

Скажу вам откровенно - когда дело касается греческих богов в современных массмедиа, то с вероятностью в 40 % речь будет идти о Зевсе. Ещё 40 % приходятся на душу Аида. А оставшиеся 10 % - на всех остальных богов. И это мне кажется просто несправедливым. Да, Посейдон - не отец почти всех известных греческих героев и царь богов. И не мрачный владыка загробного мира с красивой историей женитьбы. Но как мифологический персонаж он ничуть не менее интересен - я даже провёл небольшое "исследование" в этом обсуждении, где назвал его изначальным владыкой богов. Так что попытка Рика восстановить вселеннскую справедливость не может мне не импонировать.

Что касается Кроноса, то в целом - он классический бездушный и кровожадный злодей, жаждущий захватить мир, не считаясь с жертвами. В другой ситуации я бы и не поглядел на такого персонажа, если бы не одно "но": у Риордана получилось сделать его по-настоящему жутким, почти по Лавкрафту. Эдакая живая мешанина останков тёмного бога, ходившего по Земле, когда та была ещё совсем юной. Поверженный молодыми божествами, почти убитый ими, этот бог был заточен в адскую бездну - но и оттуда продолжал нашептывать всякое тем, кто был согласен его слушать. Тем, кто разделял его ненависть к олимпийцам. Конечно, когда я читал книги в последний раз, впечатление было уже не таким сильным, но в первый раз... О-о-о, наверное, нечто подобное испытывают впечатлительные и неискушенные отроки при первом чтении "Зова Ктулху".

И наконец, Лука. Должен сказать, что его я считаю лучшим персонажем цикла вообще. И если на то пошло - то я за него болел. То есть, смотрите: Кастеллан вырос в семье с матерью-одиночкой, которая одно время пыталась стать пророчицей (Дельфийский Оракулом), но вместо этого просто сошла с ума и превратилась в главный ночной кошмар своего малолетнего сына. Со своим отцом он почти не встречался - и хотя Гермес просто не мог принять участие в его воспитании (а так он очень этого желал), мальчонке было оттого не легче. Наконец, в компании ещё двух девушек-полубогинь он сбегает из дома - и чёрт знает сколько месяцев колобродит по Америке, отбиваясь от чудовищ. Наконец, преследуемые монстрами они добрались до Лагеря Полукровок, но лучшая подруга Луки отдала жизнь, чтобы спасти друзей. А потом, через несколько лет Гермес предложил сыну сгонять за яблоками Гесперид, где его ранил дракон Ладон, оставив шрам на всё лицо.

Резюмируя кратко: да, я прекрасно понимаю, почему Лука так обозлился на олимпийцев. У него было полное право считать их сволочами и желать их свержения. И его самопожертвование в пятой книге - наверное, самая сильная сцена за весь цикл.

Что же, напоследок я хотел бы ещё расписаться за некоторые книжные элементы и правила сеттинга, которые кажутся мне неоднозначными:
  • У Риордона весьма... специфический юмор. Ярче всего это проявляется во многих второстепенных персонажах и антагонистах. Они - подчёркнуто нелепые, словно вышедшие из стереотипных диснеевских мультфильмов. И из-за этого их просто невозможно воспринимать всерьёз. Если в первом цикле это было ещё более-менее терпимо, то потом попёрло!... Как вам, например, Горгона, которая упрямо и на полном серьёзе пытается всучить Перси рекламный ширпотреб во время погони? Или гиганты От и Эфиальт, которые должны были стать погибелью Диониса - а по факту устраивают нелепые шоу в стиле "оденемся в пахучие костюмы окороков и пробежим через стаю драконов, высшие рейтинги на ТВ нам обеспечены!". А в потом пошла ещё и небезызвестная повесточка, "натебейки" в адрес загнивающего капитализма... Но на этом моменте я уже дропнул, поэтому точно судить, насколько с этим сейчас плохо, не берусь;
  • Уже после выхода первого цикла выяснилось, что греко-римский пантеон - не единственный. Существуют ещё египетский, скандинавские, и многие другие боги. И все они просто игнорируют друг друга. То есть, серьёзно - у греков там мировая война бушует, титаны с гигантами из всех щелей прут, а мстительная богиня земли грозит пробудится и уничтожить весь мир - но никому, кроме самих греков, нет до этого дела, включая живущих по соседству скандинавских богов. У которых, кстати, тоже довольно скоро начинается Рагнарёк, но другие пантеоны также дружно делают вид, что их это не касается. А в египетской трилогии Сет вообще планировал напустить на Нью-Йорк колоссальную песчаную бурю, хотя там был расположен Олимп. И вероятность получить за это молнией по башке его словно вообще не беспокоила. И как минимум в первом цикле подчёркивается, что если будет уничтожен Олимп и его владыки, то вся западная цивилизация (то есть, добрая треть человечества!) накроется мёдным тазом. И гибель прочих пантеонов тоже грозит Апокалипсисом. И всем богам по-прежнему плевать, что там творится у них практически под боком. То есть, смотрите - если бы сеттинг Риордана был устроен примерно как у Олди, где мифическая реальность разделена на кучу изолированных мирков-Номосов, которые с друг другом почти не взаимодействуют, я бы и слова не сказал. Но такое... Я просто осознать не могу, как подобное вообще может работать. Разве лишь по воле автора;
  • Души людей после смерти попадают то в Аид, то в Вальхаллу с Хельхеймом, то в ещё какие языческие загробные миры. В принципе, сама по себе идея неплоха - если в христианских произведениях единственным истинным богом выступает Иегова и всех умерших ждут Рай и Ад, то почему бы и старым богам подобное не отыграть? Но... Скажу вам откровенно - мне такая идея всегда претила. Что существует только такой-то бог или боги, и после смерти они будут судить тебя по канонам своих религий, хоть во что ты веруй или не веруй. Она мне кажется просто адски несправедливой. Идея, что человек после смерти получает по своей вере, как у того же Рудазова, мне импонирует гораздо больше. Но ладно бы только это - в книгах ведь несколько раз намекается на существование авраамистического Бога. Например, Моисея видит в древних воспоминаниях главный герой трилогии про египетскую мифологию. И отсюда вытекает вопрос - почему Иегова/Аллах позволяет прочим богам забирать к себе души христиан, иудеев и мусульман? Почему за ними не являются ангелы/малаика и не провожают в Рай/Джанну или в Ад/Джаханнам? Вы хотите сказать, что Богу на это на самом деле плевать, а значит, авраамистические учения ошибочны? Не буду отрицать, что такая мысль имеет права на существование, но как ещё до самого Риордона религиозные фундаменталисты не прикопались, учитывая их агрессивность?
Ладно, на этом я пока заканчиваю. В заключении скажу, что "Перси Джексон" - во многом неоднозначная франшиза, которая подойдёт далеко не всем. Особенно это касается последних книг. Но первый цикл... пусть и временно, но он был одной из моих любимых книжных серий, и уже за это я могу простить ему многое.
 
Последнее редактирование:

Ælfwīs

Loremaster
Команда форума
  • Лунный камень Эвендима
  • Орден Белого Древа
Что характерно, к тому же "Геркулесу" я отношусь положительно - даром, что Аид не был похож на упыря с горящей головой, не облизывался на трон Зевса и т.д. Да, я признаю, что это двойные стандарты - просто этот мультфильм познакомил меня с греческими мифами и относиться к нему дурно у меня не выходит. М-да.
Кстати, заглавный герой обрёл там божественность прямо по канону Метавселенной Рудазова.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Кстати, заглавный герой обрёл там божественность прямо по канону Метавселенной Рудазова.
А ведь верно.
Добавлено:

Продолжаю обзор любимых произведений по мотивам древнегреческих мифов. И сейчас очередь старенькой игры Age of Mythology.

Должен признать, что в детстве это была одно из моих самых любимых игр в принципе. Мне в ней нравилось буквально всё. Простенькая, но симпатичная графика, занятный игровой процесс, масштабная компания, которая в те времена казалась мне не менее эпичной, чем "Властелин колец"... В общем, мои тогдашние впечатления можно коротко охарактеризовать как "щенячий восторг". Сейчас, много лет спустя, он естественно схлынул, но тёплые чувства к этой стратегии я сохранил.

Если по существу, то Age of Mythology - РТС на мифологическую тематику, где нужно играть за греков, египтян и скандинавов. В дополнении про титанов завезли ещё атлантов, а в самом новом обновлении - ещё и китайцев. У каждой фракции есть пантеон богов во главе с тремя верховными божествами, ниспосылающими смертным различные блага и чудовищ-солдат. Перед началом партии игроку нужно выбрать верховное божество-покровителя - от этого зависит, какие младшие божества будут оказывать помощь героям. Звучит просто, но на мой взгляд, это отличная попытка разнообразить игровой процесс, создавая совершенно разные по составу армию. Я как-то раз сам такое провернул: играл за греков, поклоняющихся Зевсу, и вражеский ИИ настроил аналогичным образом. И что бы вы подумали? Наши войска весьма заметно различались.

Многие боги предоставляют игроку доступ к определенным мифическим существам. Например, выбрав покровительство Ареса можно было нанимать циклопов, а Анубис дарил почитателям похожих на него шакалоголовых воинов. Нанимать таких юнитов можно за специальную валюту - "очки веры". Также на них можно покупать героев - уникальных юнитов-одиночек. Каждая фракция зарабатывала их своим способом - греки молились у храмов, египтяне строили священные статуи, викинги дрались со всеми подряд... К слову, из-за этого я как раз за греков и любил больше всего играть. Проще всего было наплодить десятки крестьян и отправить их молиться-поститься: у египтян же статуи были ограничены лимитом, а у скандинавов слишком уж агрессивные для меня практики богомольства - всегда ненавидел посылать на смерть юнитов.

Остальные виды ресурсов тут стандартные - деньги, дерево, пища,- и на них покупаются рядовая пехота и военные механизмы. Баланс выполнен в стиле камень-ножницы-бумаги: мифические чудовища хорошо побивают даже элитные смертные войска; герои наносят монстрам повышенный урон; смертные убивают героев с большей легкостью, чем монстры. Впрочем, ничто не мешает намолить в храме армию минотавров и циклопов, а потом выпустить титана, чтобы втоптать противника в грязь. Я часто так делал и оно (почти) всегда работало.

Хотя в начале игры такое сделать нельзя, конечно. В игре все цивилизации проходят через этапы - от древнейших времён до античности, и открывать их можно через постройку определенных зданий. На практике это означало возможность строить новые дополнительные здания и нанимать более мощные юниты. Стандартная схема: в начале у нас только землепашцы, разведчик да несколько вояк, а после постройки храма у нас уже цивилизация второго уровня, хорошо укомплектованные отряды и личный циклоп или сторожевой тролль. В конце, после постройки рынка, мы уже заняли половину карты, создали войско из элитных бойцов, героев, монстров, да ещё и титана освободили.

Кстати, о титанах. Добавили их в одноименном дополнении - и оно сразу же произвело на меня громадное впечатление. Без шуток - я всегда любил громадных монстров и возможность получить такого в своё войске привела меня в восторг. Чтобы получить титана, нужно прокачать цивилизацию до максимального уровня, добавить на карту врата Тартара и раскопать их. Если всё пойдёт удачно, то тогда игрок получит огромного монстра с колоссальными показателями здоровья и атаки, способного в одиночку уничтожить половину вражеской армии. Конечно, они ничего не могут сделать летучим и водным юнитам, да и героев больше царапают, чем реально бьют... Но туз всё равно козырной, если игрок играть умеет конечно. Из приятных мелочей могу упомянуть ещё то, что титаны разных цивилизаций выглядят по разному: у греков - антропоморфный Цербер; у Египтян - великан с головой сокола; у викингов - тролль с ледяным молотом; у атлантов - что-то вроде голема с растущими из спины кристаллами.

Так, с геймплеем мы разобрались - а что же с сюжетом и персонажами? Не скажу, что они блистают особой глубиной, но и плохими не назову. С этими элементами у этой игры всё нормально. Лучше всего мне запомнились главные антагонисты оригинальной игры - циклоп Гарганенсис, египетский жрец-сетит Кемсит и минотавр-пират Камос. Очень уж они харизматичные - особенно первый и третий. В массовой культуре циклопов и минотавров в принципе редко изображают как либо иначе, чем здоровыми тупыми дуболомами, а тут нате - апокалиптический маньяк, готовый освободить из глубин Тартара древнее Зло ради бессмертия, и лихой корсар с повязкой и саблей вместо руки. Очень обидно, что последнего убивают во второй половине игры - пиратов я тоже любил всегда.

Что я могу сказать насчёт положительных персонажей? Насчёт тех, что были придуманы самими разработчиками (адмирала Атлантиды Арканта и нубийки Аманры) - ничего. А вот те, что взяты из мифов здесь бывают... интересными. Взять хотя бы Аякса Теламонида. В современных массмедиа его толком и не упоминают, а если и упоминают - то низводят до уровня громилы, который в голову ест и пьет. А ведь это был великий герой, который практически не уступал ни Ахиллеса, ни Гектору, и идиотом он не был ни разу. Разработчики игры для разнообразия об этом вспомнили, так что их Аякс - вспыльчивый, но очень толковый командир и один из лучших бойцов в игре. Ещё могу упомянуть кентавра Хирона: как и в "Перси Джексоне", здесь он является вполне стандартным мудрым ментором (разве что не сидит в тылу, а активно скачет по полю боя с луком). Но когда он жертвует собой во второй половине игры, задерживая толпу огненных великанов, чтобы остальные смогли уйти... В детстве это трогало меня почти до слёз, честно. Словно "гибель" Гэндальфа в поединке с балрогом.

Из недостатков этой игры я могу отметить, пожалуй, примитивную по современным меркам графику и в целом однообразный игровой процесс. То есть, выше я говорил, что здесь можно неплохо "комбинировать" составы армий, но лично мне при актуальном прохождении даже это не помогло побороть скуку. Сюжет, как я уже говорил, особой глубиной не блистает - просто эпическое фэнтези в мифологическом антураже без особых претензий. Из действительно неожиданных поворотов я могу назвать только то, что освободить титанов из Тартара Гарганенсису помогает не Аид, под чьими стягами ходит большая часть прихвостней циклопа, а... Посейдон. Как оказалось, богу морей настолько надоела роль "номера два" в греческом пантеоне, что он решил освободить своего отца - Крона, - для чего и привлёк к делу Гарганенсиса. Добавьте ещё то, что Посейдон в игре - главный бог-покровитель Атлантиды, поэтому такой поворот выглядит даже цинично.

О сюжете дополнения про титанов я ничего толкового сказать не могу. В отличие от оригинальной игры, там неожиданных поворотов вообще не было. То, что атланты, ведомые повзрослевшим сыном Арканта, воюют с другими цивилизациями, чем ослабляют богов и помогают титанам выбраться из Тартара, игроку известно буквально с первой главы, в начале которой Крон засылает к атлантам своего герольда-оборотня. А в аддон с китайцами я пока ещё не играл вообще.

Что я могу сказать в заключение? Это была хорошая игра. Не великолепная и даже не отличная - просто хорошая. Она была одним из тез элементов, что сделали моё детство пусть и не счастливым, но куда более приятным, чем оно могло бы быть. Разработчики намекают, что может быть, в будущем сделают продолжение - и я с удовольствием попробую в него поиграть... если оно будет сделано прямыми руками, а не через одно место, конечно.
 
Последнее редактирование:

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Медленно, но верно я продолжаю свой обзор - и сейчас очередь дошла до старой (2015-го года) метроидвании Apotheon.

Сперва должен отметить, что я в целом не любитель игр такого рода. В них комфортнее играть джойстиком, а на клавиатуре это для меня сродни пытке. Но едва увидев трейлер и скриншоты Apotheon, я твёрдо решил, что поиграю в неё любой ценой. И причина этому проста - стиль. Ничего даже отдалённо похожего я в играх ещё не наблюдал... Но об этом позже, сперва начну с сюжетной составляющей.

Игра начинается с того, что олимпийские боги, разочаровавшись в людях, лишают их своего покровительства. Из-за этого на Земле начинается форменный Апокалипсис - с небес пропадает Солнце, животные в лесах и морях пропадают, растения умирают, а на поселения нападают армии мародёров. Как раз один такой набег отбивает главный герой Никандр, убив лидера пиратов. После этого к нему с небес спускается сама Гера, царица Олимпа, и объясняет, что считает решение остальных олимпийцев ошибочным, и поэтому она решила избрать чемпиона из числа смертных, чтобы он прикончил скурвившихся богов и вернул людям блага. Вы ведь уже догадались, кем будет этот чемпион?..

После этого Никандра возносит на Олимп, где ему надо собрать семь главных атрибутов - лук Артемиды, лиру Аполлона, сноп Деметры, шлем Ареса, эгиду Афины, трезубец Посейдона и молнии Зевса. После того, как он добудет первые три атрибута, Зевс низвергнет его с небес, так что Никандру придётся повторно искать дорогу на Олимп, отбиваясь от армии небожителей. После возвращения на гору, протагонисту откроется доступ к элитному кварталу Олимпа, где можно будет бросить вызов оставшимся богам, включая самого Зевса.

В общем-то, это всё. Сюжет довольно бесхитростный, как и главный герой. Никандр - так называемый "протагонист-пустышка", безмолвная аватара игрока. Зато боги... О-о-о, они тут просто дико характерные, скажу я вам. Надо отдать разработчикам должное - они достаточно достоверно изобразили нравы олимпийской братии, хотя и с некоторым перегибом. Чего только стоит извращенный нарцисс Аполлон, который держит у себя обращённую в дерево Дафну и... трогает её... ветки, мда-а-а. Или Арес, который устроил в своих владениях подобие Вальхаллы - но без валькирий и мёда, а одной только бесконечной резнёй. А Гера... Скажем так, я совершенно не удивился, когда она в конце продемонстрировала своё истинное лицо. Было бы странно, если бы этого не произошло.

Конечно, далеко не все олимпийцы поддерживают планы Зевса. Деметра сама бы рада помочь Никандру, но для этого ей нужны семена её дочери Персефоны, из-за чего главному герою приходится спускаться в Аид к Аиду. Дионис, Афродита и Гефест мирно занимаются своими делами и сами отдают главному герою свои атрибуты - не обязательные для прохождения, но дарящие очень полезные бонусы. А Гермес вообще был заключен Громовержцем в Тартар, так что за освободившуюся должность божественного посланника и покровителя воровства ведётся ожесточенная борьба среди олимпийских "теневых дельцов".

Конечно, если бы дело ограничивалось только этим, то я бы не стал включать данную игру в свой топ. Но теперь я перехожу к самому вкусному - графике. Она тут оформлена в виде античной керамической живописи - все персонажи изображены в виде чёрных детализированных фигурок, стоящих в профиль к игроку, а окружение выполнено преимущественно в оранжевых и жёлтых тонах. Вещь это на любителя конечно, но лично меня такая стилистика восхитила. Мне всегда нравилось нестандартное графическое оформление, а тут ещё и любимый мною античный стиль! Дайте две!

Отдельно отмечу, что несмотря на ограничения, которые несёт такая визуальная стилистика, разработчики всё же смогли сделать локации уникальными. Залитые лунным светом и выкрашенные в зелёный леса Артемиды совсем не похожи на солнечные залы её брата Аполлона, а утопающие в трупах и крови подземелья Ареса отличаются от грозовых чертогов Зевса, как небо и земля. Но и за вычетом божественных чертогов, Олимп изображён очень... живым. Населяющие его божества общаются с друг другом, обсуждают различные темы, ходят на рынки и расходятся по квартирам. К слову, рынки тут - основные места для отоваривания и прокачки: за умеренную цену кузнец починит Никандру износившиеся доспехи и улучшит их, а голый, намазанный маслом тренер по борьбе научит протагониста, как лучше показать всем, кто тут босс олимпийской горы.

И возвращаться на рынок игроку придётся регулярно, к слову. Оружие, доспехи и прочая снаряга у Никандра не бессмертные, они изнашиваются, портятся и просто заканчиваются. Поэтому деньги нужны всегда. Нет денег? Тогда осваивай древнейшую профессию - грабёж и мародёрство. Конечно, на Олимпе бдят стражники, которые любой ценой попытаются покарать нарушителей - но никто и не говорил, что будет легко. Тем более, что враги тут довольно-таки лютые: даже обычные смертные головорезы умеют пользоваться своим снаряжением не хуже опытного игрока, а уж олимпийские... Не будет преувеличением сказать, что к каждому нужен индивидуальный подход. Кого-то лучше обходить и бить в тыл, а с кем-то можно не церемониться и лупить кувалдой, пока супостат не ляжет и не заплачет, обхватив ручками коленки.

И да, снаряжение тут действительно многое определяет. Щит помогает танковать урон - но не весь, какая-то зона всё равно останется открытой и от вида щита зависит, насколько обширной эта зона будет. Мечи и кинжалы позволяют колоть и рубить врага на ближней дистанции. Копьями можно тыкать супостата на расстоянии, но если он подберётся вплотную, они ничем не помогут. Дротиками тоже можно тыкать в неприятеля, а ещё их можно швырять на небольшие дистанции. Короткие молоты, топоры и булавы легко ломают вражеские щиты, а длинные делают это ещё лучше, но требуют времени и пространства для замаха. Пращи и луки со стрелами позволяют бить на крупной дистанции, но требуют нормального глазомера, да и в ближнем бою они бесполезны. И это я ещё не говорю про греческий огонь или зелья, позволяющие призывать скелеты и животных, чтобы они сражались на стороне ГГ.

Ещё я хотел бы отметить цитаты из трудов древнегреческих авторов - Гомера, Гесиона, Псевдо-Аполлодора и других. Авторы раскидали их по всей игре - и это, скажу я вам, очень круто. Они здорово придают атмосферу, да и вообще, просто приятно, когда ты видишь отрывок из "Одиссеи", которую читал год назад, но всё равно можешь сказать, из какого эпизода он взят. Однако эти цитаты вставлены не только для антуража - смекалистый игрок может по ним предугадать, что его будет ждать дальше. Например, прямо перед залом с боссом-циклопом есть цитата из "Теогонии", описывающая одноглазых великанов.

Что же, в заключении я скажу, что концовка у игры неоднозначная. Многие боги Олимпа убиты Никандром, но Афродита, Аид, Дионис, Деметра, Гефест и Персефона остаются в живых, да и сам главный герой... Скажем так, он вполне может претендовать на статус нового хозяина Ойкумены. И что будет дальше - остаётся только гадать. Честно сказать, я сам не знаю, хотел бы увидеть продолжение или нет: с одной стороны, можно вывести в сиквеле оставшихся богов, подтянуть титанов и древнейших божеств, родившихся из Хаоса... С другой - история Никандра всё же закончена, и закончена красиво. И судя по тому, что о сиквеле никто не говорит даже спустя семь лет, сами разработчики тоже так считают.
 
Последнее редактирование:

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Я тут поймал себя на мысли, что эпических фильмов по древнегреческой мифологии не выходит слишком уж давно. Серьёзно, после "Гнева титанов" я ничего такого, чтобы захватывало дух, упомнить не могу.

А жаль. Как-то так вышло, что греческая мифология особливо известна героями - Персеем, Гераклом, Тесеем, и поэтому предпочитают адаптировать их истории. Эпические, спору нет - но всё же больше камерные, сосредоточенные на самих героях.

А есть ведь Титаномахия. Легендарная война олимпийских богов и титанов, в которой решилась судьба вселенной. Признаться, я не пойму, почему никто не пытался её воплотить на экране - с должным бюджетом и толковой режиссурой вышла бы картина, способная легко заткнуть за пояс все фильмы Марвел.

Сами посудите - одних основных персонажей можно набрать больше десятка (все олимпийцы + Крон), а уж второстепенных - свыше полусотни (различные титаны, мелкие боги, Мать-Земля Гея, слерлённые сценаристами на коленке смертные...). Спецэффекты... да, для этого нужен колоссальный бюджет, но если бы он был - зрители увидели бы мощь древних богов во всей красе. Зевса, испепеляющего молниями горы; Посейдона, низвергающего титанов в земные недра; Аида, от которого в ужасе бегут целые армии; Крона, обращающего солдат олимпийцев в прах...

Из сюжета, опять же, можно было бы сделать конфетку. Пусть хитросплетений интриг и многоходовочек (скорее всего) не вышло бы, но вот крепкий, добротный продукт - вполне. Так и вижу эволюцию олимпийской шестёрки, в процессе которой они из отчаявшихся мальчишек и девчонок превращаются в великих и могучих богов, каких мы знаем и любим.

Эх, хоть сейчас садись и пиши диснеевцам - авось да оценят...
 
Автор темы Похожие темы Форум Ответы Дата
Ælfwīs Книги 1
Ælfwīs Книги 55

Сверху