Что же, решил написать что-то вроде личного топа любимых книг, игр и мультфильмов по греко-римской мифологии. Делать я это буду под настроение и при возможности, так что предупреждаю - "перерывы" будут очень значительные. Также хочу сразу уточнить:
- Я не стану упоминать труды древних авторов (типа того же Гомера), обработанные пересказы легенд и те произведения, где мифы греков/римлян играют второстепенную роль. Только художественные произведения, целиком сосредоточенные на олимпийцах, полубогах, чудовищах и прочем;
- Произведения я оцениваю не по "каноничности" (каковой в эллинских мифах и нет), а исключительно по подаренным впечатлениям.
Итак, мой топ 12:
12) Рик Риордан, "Перси Джексон и олимпийцы";
11) Age of Mythology;
10) Apotheon;
9) "Кровь Зевса";
8) "Геркулес" (мультфильм и мультсериал);
7) Мультфильмы Снежко-Блоцкой;
6) Hades;
5) God of War;
4) Генри Лайон Олди, "Бык из машины";
3) Елена Кисель, "Аид, любимец судьбы" + "Иная судьба";
2) Яков Голосовкер, "Сказания о титанах";
1) Генри Лайон Олди, "Ахейский цикл".
И начну я свою серию отзывов с "Перси Джексона". Сразу предупреждаю: речь будет идти о первом цикле, включающем книги "Похититель молний", "Море чудовищ", "Проклятие титана", "Лабиринт смерти" и "Последнее пророчество". И совсем немного - о фильмах. Сиквелы, спин-оффы и другие серии я затрагивать не буду (в конце поймете, почему).
Должен признаться, что познакомился я с этим сеттингом не через книги, а через фильм "Перси Джексон и похититель молний" 2010-го. Мне тогда было одиннадцать лет и это кино привело меня в настоящий восторг почти по всем пунктам. Какие крутые там были спецэффекты! Как классно изобразили Минотавра, Медузу, Гидру и других чудовищ! И насколько круты там Аннабет, Гроувер, Хирон, да и сам Перси!... В общем, я тогда пришел в натуральный щенячий восторг, а Лагерь Полукровок завладел моим умом не хуже Хогвартса.
До книг же я добрался лишь пять или шесть лет спустя - и они понравились мне гораздо сильнее. Потому что оказалось, что из фильма вырезали всё, что только можно и нельзя, а вместо этого впихнули давно опостылевшие шаблоны, типа злого-воинственного Аида. Про вторую часть, которая буквально поставила жирный крест на дальнейшей судьбы кинофраншизы, я говорить вообще не хочу. Поэтому лучше сосредоточусь на книгах.
О чём они? Про мальчика Перси Джексона, живущего с мамой и отчимом-скотом. Его настоящий отец давно исчез, из друзей - только чудак Гроувер, да ещё и природа наградила ГРДВ. Всё изменилось в тот момент, когда на него напала новая учительница, обернувшись чудовищем, а его маму убил (как он тогда думал) самый настоящий Минотавр. Тут-то и выяснилось, что Перси - не обычный проблемный ребёнок, а натуральный греческий полубог. А ещё чуть позже оказалось, что он сын не какого-то там Ареса, Аполлона или Гермеса, а аж самого Посейдона.
"Что тут такого?" - скажите вы. - "У морского бога была сотня сыновей в мифах". Так-то да, но события мифов - они когда происходили? С тех пор прошло тысячи лет, и Зевс с братьями принесли клятвы более не заводить детей со смертными - ибо было дано пророчество, что полубожественный потомок одного из "Большой Тройки" будет вершить судьбу Олимпа. Ясное дело, появление сына Посейдона всех поставило на уши, тем паче, что среди богов и до этого накалялись страсти - Зевс обвинял Посейдона в краже его молний, а тот упрямо всё отрицал. Дело неиллюзорно близилось к натуральной войне - так что Перси, Гроуверу (оказавшемуся сатиром) и Аннабет (дочери Афины) пришлось срочно отправляться искать эти молнии, пока всё не полетело в Тартарары.
Вскоре выяснилось, что молнии украл полубог Лука Кастеллан - сын Гермеса, у которого накопилось очень много претензий к олимпийцам. А работает он на самого Кроноса - царя титанов, которого давно свергли и разрубили на кусочки его же потомки. Вот только он тоже ничего не забыл и не простил, и теперь копит силы, зазывая к себе в войско разномастных чудовищ. И так на протяжении всех последующих книг Перси и компания с переменным успехом срывают планы Кроноса, пока не дают ему генеральный бой в центре Нью-Йорка. Титаны побеждены, боги награждают героев, и те продолжают (до поры) жить относительно тихо и мирно.
Если поговорить о персонажах, то моими фаворитами являются Хирон, Посейдон, Кронос и Лука. Прочие герои (включая Перси) меня особо не впечатлили, но про этих четверых я бы хотел расписаться особо.
Хирон... Ну, если быть предельно честным, то здесь он - достаточно типичный мудрый ментор. Директор Лагеря Полукровок, руководящий обучением полубожественных оболтусов и отправляющий их на квесты. Но, несмотря на простоту, он получился у автора весьма обаятельным - сцены с его участием я читал с наибольшим удовольствием. Вдобавок, в отличие от многих других авторов, Рик не забыл, что Хирон вообще-то - тоже сын Кроноса, четвёртый брат Зевса, Посейдона и Аида, а не просто рандомный кентавр. Эпизод в "Последнем пророчестве", где Хирон встаёт против отца и получает от него люлей, а затем появляется Аид и обменивается с Кроносом "любезностями" ("Я согласен с ними (т.е. братьями и сёстрами) в одном - ты был отвратительным отцом!") - божественен.
А вот Посейдон - уже другое дело. Здешнего Посейдона я могу назвать одной из своих любимых интерпретаций греческого бога морей в принципе. Мы ведь помним, каким он был в мифах? Гневливым. Завистливым. Скорым на расправу. Мстительным. Но Риордан показывает, что Посейдон также может быть заботливым отцом и добродушным весельчаком. И это тоже вполне "канонично" - того же Тезея Посейдон вовсю привечал, да и на Олимпе ни одного крупного пира не пропускал.
Однако, автор, если спросите меня, переборщил, всё же противопоставляя его Зевсу. Серьёзно, царь Олимпа у Риордона - невыносимый козёл с космическим эго, на фоне которого Посейдон выглядит образцом адекватности и здравомыслия. Спору нет, такая трактовка тоже может иметь место быть (да и на естественное изменение характеров ничто списать не мешает)... Но получилось всё равно слишком картонно. Даже рефлексии Перси насчёт того, что его отец, оказывается, тоже совершал не самые красивые поступки, на фоне зевсовых чудачеств выглядят скорее как "мытарства для проформы". Но несмотря на это, я готов пожать Риордану руку уже за то, что он решил сделать именно Посейдона отцом главного героя.
Скажу вам откровенно - когда дело касается греческих богов в современных массмедиа, то с вероятностью в 40 % речь будет идти о Зевсе. Ещё 40 % приходятся на душу Аида. А оставшиеся 10 % - на всех остальных богов. И это мне кажется просто несправедливым. Да, Посейдон - не отец почти всех известных греческих героев и царь богов. И не мрачный владыка загробного мира с красивой историей женитьбы. Но как мифологический персонаж он ничуть не менее интересен - я даже провёл небольшое "исследование" в этом обсуждении, где назвал его изначальным владыкой богов. Так что попытка Рика восстановить вселеннскую справедливость не может мне не импонировать.
Что касается Кроноса, то в целом - он классический бездушный и кровожадный злодей, жаждущий захватить мир, не считаясь с жертвами. В другой ситуации я бы и не поглядел на такого персонажа, если бы не одно "но": у Риордана получилось сделать его по-настоящему жутким, почти по Лавкрафту. Эдакая живая мешанина останков тёмного бога, ходившего по Земле, когда та была ещё совсем юной. Поверженный молодыми божествами, почти убитый ими, этот бог был заточен в адскую бездну - но и оттуда продолжал нашептывать всякое тем, кто был согласен его слушать. Тем, кто разделял его ненависть к олимпийцам. Конечно, когда я читал книги в последний раз, впечатление было уже не таким сильным, но в первый раз... О-о-о, наверное, нечто подобное испытывают впечатлительные и неискушенные отроки при первом чтении "Зова Ктулху".
И наконец, Лука. Должен сказать, что его я считаю лучшим персонажем цикла вообще. И если на то пошло - то я за него болел. То есть, смотрите: Кастеллан вырос в семье с матерью-одиночкой, которая одно время пыталась стать пророчицей (Дельфийский Оракулом), но вместо этого просто сошла с ума и превратилась в главный ночной кошмар своего малолетнего сына. Со своим отцом он почти не встречался - и хотя Гермес просто не мог принять участие в его воспитании (а так он очень этого желал), мальчонке было оттого не легче. Наконец, в компании ещё двух девушек-полубогинь он сбегает из дома - и чёрт знает сколько месяцев колобродит по Америке, отбиваясь от чудовищ. Наконец, преследуемые монстрами они добрались до Лагеря Полукровок, но лучшая подруга Луки отдала жизнь, чтобы спасти друзей. А потом, через несколько лет Гермес предложил сыну сгонять за яблоками Гесперид, где его ранил дракон Ладон, оставив шрам на всё лицо.
Резюмируя кратко: да, я прекрасно понимаю, почему Лука так обозлился на олимпийцев. У него было полное право считать их сволочами и желать их свержения. И его самопожертвование в пятой книге - наверное, самая сильная сцена за весь цикл.
Что же, напоследок я хотел бы ещё расписаться за некоторые книжные элементы и правила сеттинга, которые кажутся мне неоднозначными:
- У Риордона весьма... специфический юмор. Ярче всего это проявляется во многих второстепенных персонажах и антагонистах. Они - подчёркнуто нелепые, словно вышедшие из стереотипных диснеевских мультфильмов. И из-за этого их просто невозможно воспринимать всерьёз. Если в первом цикле это было ещё более-менее терпимо, то потом попёрло!... Как вам, например, Горгона, которая упрямо и на полном серьёзе пытается всучить Перси рекламный ширпотреб во время погони? Или гиганты От и Эфиальт, которые должны были стать погибелью Диониса - а по факту устраивают нелепые шоу в стиле "оденемся в пахучие костюмы окороков и пробежим через стаю драконов, высшие рейтинги на ТВ нам обеспечены!". А в потом пошла ещё и небезызвестная повесточка, "натебейки" в адрес загнивающего капитализма... Но на этом моменте я уже дропнул, поэтому точно судить, насколько с этим сейчас плохо, не берусь;
- Уже после выхода первого цикла выяснилось, что греко-римский пантеон - не единственный. Существуют ещё египетский, скандинавские, и многие другие боги. И все они просто игнорируют друг друга. То есть, серьёзно - у греков там мировая война бушует, титаны с гигантами из всех щелей прут, а мстительная богиня земли грозит пробудится и уничтожить весь мир - но никому, кроме самих греков, нет до этого дела, включая живущих по соседству скандинавских богов. У которых, кстати, тоже довольно скоро начинается Рагнарёк, но другие пантеоны также дружно делают вид, что их это не касается. А в египетской трилогии Сет вообще планировал напустить на Нью-Йорк колоссальную песчаную бурю, хотя там был расположен Олимп. И вероятность получить за это молнией по башке его словно вообще не беспокоила. И как минимум в первом цикле подчёркивается, что если будет уничтожен Олимп и его владыки, то вся западная цивилизация (то есть, добрая треть человечества!) накроется мёдным тазом. И гибель прочих пантеонов тоже грозит Апокалипсисом. И всем богам по-прежнему плевать, что там творится у них практически под боком. То есть, смотрите - если бы сеттинг Риордана был устроен примерно как у Олди, где мифическая реальность разделена на кучу изолированных мирков-Номосов, которые с друг другом почти не взаимодействуют, я бы и слова не сказал. Но такое... Я просто осознать не могу, как подобное вообще может работать. Разве лишь по воле автора;
- Души людей после смерти попадают то в Аид, то в Вальхаллу с Хельхеймом, то в ещё какие языческие загробные миры. В принципе, сама по себе идея неплоха - если в христианских произведениях единственным истинным богом выступает Иегова и всех умерших ждут Рай и Ад, то почему бы и старым богам подобное не отыграть? Но... Скажу вам откровенно - мне такая идея всегда претила. Что существует только такой-то бог или боги, и после смерти они будут судить тебя по канонам своих религий, хоть во что ты веруй или не веруй. Она мне кажется просто адски несправедливой. Идея, что человек после смерти получает по своей вере, как у того же Рудазова, мне импонирует гораздо больше. Но ладно бы только это - в книгах ведь несколько раз намекается на существование авраамистического Бога. Например, Моисея видит в древних воспоминаниях главный герой трилогии про египетскую мифологию. И отсюда вытекает вопрос - почему Иегова/Аллах позволяет прочим богам забирать к себе души христиан, иудеев и мусульман? Почему за ними не являются ангелы/малаика и не провожают в Рай/Джанну или в Ад/Джаханнам? Вы хотите сказать, что Богу на это на самом деле плевать, а значит, авраамистические учения ошибочны? Не буду отрицать, что такая мысль имеет права на существование, но как ещё до самого Риордона религиозные фундаменталисты не прикопались, учитывая их агрессивность?
Ладно, на этом я пока заканчиваю. В заключении скажу, что "Перси Джексон" - во многом неоднозначная франшиза, которая подойдёт далеко не всем. Особенно это касается последних книг. Но первый цикл... пусть и временно, но он был одной из моих любимых книжных серий, и уже за это я могу простить ему многое.