• Дорогой гость!

    Мы рады приветствовать вас на форуме Эвендима!

    Эвендим - это один из крупнейших проектов, посвященных миру Толкина, на котором вы можете найти все, что вам интересно! Эвендим ставит перед собой цель - объединить поклонников мира Толкина со всего мира. Вместе с нашими форумчанами, которые стали нашей второй семьей, мы постоянно работаем над тёплой и дружеской атмосферой, благодаря которой, так легко заводить новых друзей, и приятно проводить время!

    Мы приглашаем вас познавать мир Толкина, играть в игры, заводить новых друзей, и строить Эвендим вместе с нами!
Tips

Мифы и легенды

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
После долгого перерыва я решил продолжить свой Олимпийский топ. И в этот раз очередь дошла до God of War. В этом посте я сосредоточусь только на оригинальной, "греческой" серии, ибо две последние игры в скандинавском сеттинге заслуживают отдельного разбора. И начну я с небольшого рассказа про собственный опыт знакомства с франшизой.

Я получил игру на День Рождения, когда был подростком. У меня была первая часть на диске - без перевода, поэтому я только благодаря описанию на обложке знал, о чём её сюжет. К слову, в комплекте с ней шла ещё какая-та игра, про двух сиблингов - огромного и могучего брата и соблазнительную, ловкую и хитрую сестру. Они оба выглядели, как стереотипные азиатские воины, но конкретно эта игра у меня не запускалась из-за ошибки в программе. Сейчас я даже не помню её названия... а жаль. Я бы не отказался всё же узнать, что там было. Но ладно, вернёмся к GoW.

Прежде чем выйти на рынок, игра прошла долгую стадию бракованных черновиков и концептов. Им даже была посвящена особая бонусная комната, которую можно было разблокировать после окончания прохождения. Например, там рассказывалось, что Кратос когда-то выглядел как обычный человек в броне-гоплита; что потом он должен был носить зловещий чёрный доспех (его потом использовали для создания его облика божества войны); наконец, вместо красной татуировки у него могла быть синяя. И первая часть делалась, как вещь в себе, без намёка на продолжение. Создатели на него и не рассчитывали. Вот потом, когда приключения спартанца привлекли внимание миллионов геймеров, они зашевелились...

Увы, сам я только в первую игру сыграть и мог. Потом у меня сломалась консоль, а на ПК ни одна часть (кроме двух последних) не портировалась. Пробовал через эмулятор, но у него было такое отвратное управление, что я не выдержал и бросил на первых же порах и с тех пор следил за судьбой Кратоса исключительно по прохождения на Ютубе.

Для тех, кто не знает, в двух словах перескажу сюжет: Кратос - спартанский воин, который когда-то был безжалостным и амбициозным военачальником. Его войско попало в засаду варваров и оказалось на грани гибели. Струсивший Кратос воззвал к Аресу, богу войны и пообещал вечную службу в обмен на спасение. Олимпиец откликнулся, даровал своему новому чемпиону мистические клинки на цепях, приковав их к его рукам. И с ними Кратос не только обезглавил варварского короля, но и практически залил Грецию кровью во славу нового хозяина. Так продолжалось, пока он в пылу резни не прикончил собственную жену и дочь - ибо Арес хотел, чтобы его воин не имел "слабостей".

За это Кратос отказался от службы богу войны и стал чемпионом прочих богов. Десять лет он выполнял их поручения в надежде заслужить прощение и забвение от мук памяти, пока они не приказали ему убить самого Ареса при помощи ящика Пандоры. Но даже сделав это, спартанец не обрёл душевный покой, хотя и получил место в пантеоне. Но потом уже Зевс ополчился на Кратоса из-за паранойи и они развязали страшную божественную войну. По итогам, спартанец убил половину Олимпа, включая громовержца, кучу младших божеств, полубогов и титанов, и сам совершил суицид... но как оказалось, не вполне удачный.

Геймплей у всех частей достаточно схожий - протагонист свободно перемещается по локациям, уничтожая противников и решая простые головоломки, чтобы получить бонус или открыть дорогу дальше. Можно прокачивать здоровье и запасы маны Кратоса, собирая глаза Горгоны и перья Феникса в тайниках; также из пролитой врагами крови получается энергия, что тратится на улучшение оружия и способностей. Во всех частях, кроме Клинков, главный герой получает дополнительное снаряжение и заклинания - от богов, титанов, разномастных героев. В первой части лично мне особенно нравилась армия мертвецов Аида - ибо... это же круто! Натравливать на врага стаю воющих призраков инфернального вида! И брутальность, конечно. Кровью и мясом людей уже тогда было непросто впечатлить - но Санта Моника справилась. Видеть, как Кратос многократно вонзает Клинок в пасть минотавру или вырывает глаз циклопу голыми руками... О-о, это запомнилось многим.

Впрочем, для меня главное сокровище франшизы - не игровой процесс, а сюжет и персонажи. Честно говоря, их нельзя назвать оригинальными, но исполнение искупает это с лихвой. Взять хотя бы самого Кратоса - такого сложного, неоднозначного, кровожадного, но в чём-то благородного и любящего антигероя нам не представляли давно. Кратос - безжалостный и свирепый воин, который без колебаний готов убивать тех, кто мешает ему или даже совершенно невинных людей. Но вместе с тем он способен на искреннее милосердие и любовь, что видно, когда он вспоминает семью или взаимодействует с теми немногими, кого может назвать друзьями. Например, с фурией Оркусом в приквеле.

Конечно, если проходить только три номерные части, то Кратос будет больше походить на буйного и эгоистичного психопата. Но спин-оффы и приквелы гораздо лучше раскрывают его характер, как и то, почему он в итоге дошёл до жизни такой. Например, во второй номерной игре он стал таким же, как Арес, начав кровавое завоевание Греции назло пантеону. Казалось бы, классическое "победитель дракона стал драконом" - но в игре Ghost of Sparta, например, рассказывается, как он узнал о похищении своего брата богами; как из-за них он был вынужден убить свою пожилую мать; как в битве с божеством смерти Танатом погиб всё тот же брат - а до того его много лет держали в заточении и мучили.

Или Chains of Olympus. Там Кратос на миг воссоединяется с дочерью в загробном мире, отдав все силы Персефоне. Но когда он узнаёт, что она замыслила уничтожить мир, то вынужден вернуть себе магию и снаряжение. А единственный способ это сделать - убить все праведные души. На глазах у его маленькой девочки. И навсегда оставить её там, в слезах и горе. Знаете... Осознав это, я прекрасно понимаю, почему в дальнейшем Кратос стало таким бессердечным и злобным. Я бы точно так же стремился любой ценой расправиться с зажравшимися божками - пусть даже это грозило бы гибелью мироздания. Хотя это не отменяет тех преступлений, что Кратос совершал уже без такого давления и по своей воле - но тем интереснее его образ.

Из других героев я бы хотел отметить Ареса, Афину и Зевса. Арес, как таковой, присутствует только в первой части и во всех прочих играх показан, в лучшем случае, во флэшбеках. Но несмотря на это, он - моя любимая интерпретация греческого бога войны. Он не менее кровожаден и жесток, чем его прототип - но при этом лишён большинства его недостатков. Этот Эниалий не стал бы истерить и плакаться Зевсу на Олимпе, получив копьём в бок, нет! - он просто переломает наглецу кости, заживо сдерёт с него кожу, а потом оставит в живых и не способным умереть от чего-бы то ни было. Та пытка иллюзиями, которую он устроил Кратосу в финале - это... даже не знаю, как прокомментировать. Изуверство - ещё мягкое слово. Низкий голос великого Стивена Блюма тоже усиливает харизму и жуткость Ареса.

Афина, пожалуй, самая сложная среди олимпийцев. Сперва она кажется среди них самой приличной и добродушной - она помогает Кратосу советами, просит защитить её город от аресовых орд, предупреждает о том, что боги скоро ополчатся на него за разрушения греческих городов... И даже после смерти от его рук её дух решает остаться союзником спартанца. Но как показал финал третьей части - всё это время Афиной двигали корыстные мотивы. Дело в том, что как и в оригинальных мифах, ящик Пандоры содержал все пороки и бедствия вселенной - и открыв его, Кратос сам того не желая их выпустил. А заодно - поглотил мощь Надежды, единственной силы, что могла противостоять им.

Из-за этого и без того морально-серые боги погрязли в грехах, а конкретно Афина - в алчности. Она решила стать единственным и всемогущим богом, устранив руками спартанца конкурентов и в конце забрав у него Надежду. Но Кратос раскусил её и вместо этого пронзил божественным мечом собственный живот, подарив частички Надежды всем оставшимся грекам. А в вышеупомянутой Ghost of Sparta ещё живая Афина поздравляла Кратоса со... смертью его последнего смертного родственника. Словно он не семью потерял, а повышение получил... хотя с её точки зрения так оно и было. Кроме того, многие эпизоды с Афиной до сих пор смотрятся неоднозначно. Как давно она была заражена пороками из ящика? Испытывала ли она когда-нибудь тёплые чувства к Кратосу - или изначально видела в нём цепного пса? Тут каждый решает сам.

И наконец, Зевс. О, это одна из моих любимых интерпретаций громовержца - и, пожалуй, самая любимая версия злобного Зевса. Все остальные на её фоне выглядят откровенно карикатурно и смешно. Как и Афина, сперва он выступал союзником и покровителем спартанца - но уже в начале второй части он убивает Кратоса, опасаясь, что тот займёт его место на Олимпе. Как позже выясняется, Зевс - настоящий отец главного героя и выпущенное из ящика Пандоры воплощение Страха помутило разум верховного бога. Многократно раздуло имевшиеся там тревоги и фобии, самой сильной из которых был как раз страх, что один из сыновей обернётся против него. Подобно тому, как сам Зевс низверг Крона.

Впрочем, надо отдать ему должное - Зевс не только боится, но и сам умеет отменно пугать. Он выше Кратоса (который сам - великан за два метра ростом) на голову, у него молочно-белые глаза без зрачков, он часто демонстрирует божественные силы и говорит низким, брутальным голосом. Даже в дубляже, а это, поверьте, достижение. Обе финальные битвы с ним (и во второй, и в третьей игре) очень напряженные, но вместе с тем - красивые и эпические. Пожалуй, если я и хотел бы увидеть какой-то фрагмент франшизы на экране, так это дуэль Кратоса с Зевсом.

К слову, об экранах. Давно ходили слухи о фильме по мотивам одной из игр, причём едва ли не с выхода первой части. Были приглашены сценаристы, набраны операторы и другие работники, проводились какие-то прослушивания среди актёров... но дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. И оно, возможно, к лучшему - мне история Кратоса очень дорога и видение "молодых и современных" творцов наверняка бы оставило меня в расстроенных чувствах. Есть слухи, что теперь будут адаптировать скандинавскую дилогию в виде сериала - и к этому я отношусь с опаской. С одной стороны - это Амазон и за сценарий отвечают те же люди, что делали провальное "Колесо времени". С другой... вдруг палка таки выстрелит, пусть и раз в год?
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Продолжаю свой олимпийский топ. И от трёх призовых мест меня теперь отделяет только четвёртое, доставшееся "Быку из машины" Генри Лайон Олди. Этот роман я давно хотел почитать, но руки у меня дошли далеко не сразу - сперва я пытался осилить "Ахейский цикл" и другие "мифологические" произведения авторов. Но когда таки дошли - я оказался в восторге. Авторы создали настолько смачный сеттинг, что роман я сожрал за один вечер, и потребовал ещё. Я и сейчас этого хочу, но... Обо всём по порядку.

Действие происходит в мире, который вроде и похож на наш (там даже аниме есть!), но в то же время - в корне отличается. В первую очередь тем, что в нём балом правит киберпанк, а ещё тем, что в нём есть страна, во многом похожая на Древнюю Грецию. То есть, как - в целом, это вполне современное по нашим меркам государство, НО: все люди носят древнегреческие имена, используют древнеэллинские термины и даже имеют свой аналог олимпийских богов. С поправкой на то, что это не боги в классическом понимании, а загадочные всемогущие сущности, обитающие в виртуальной реальности.

Что представляют собой эти "боги цифрала" - никто не знает. Но ясно то, что они интересуются жизнью людей и периодически вселяются в них, выбирая "скафандры"-Аватары по каким-то своим чудным критериям. При этом они исцеляют тело ото всех хворей (ну это понятно, кто захочет порченым ходить?), а за любые попытки навредить Аватарам следует крайне жестокая кара - как раз в духе оригинальных мифов. Помните Ниобу? В романе мимоходом упоминается её аналог, многодетная миллионерша, пытавшаяся спасти больную дочь чудодейственными органами одной умственно отсталой Аватары. И как за это боги, вселившиеся в слуг, порубили её сыновей и дочерей на куски, не тронув только ту болезную. Меня от этого проняло даже сильнее, чем от мифа-прототипа.

А ещё эти божества нулей и единиц иногда зачинают полубогов. В целом, они являются обычными людьми, но часто имеют... особые способности. И они никогда не становятся Аватарами, какими бы ни были причины. Главный герой - как раз один из них. Сын сущности, прозванной Колебателем Земли, внук влиятельного агента и интригана, он зарабатывает на жизнь участием в боях без правил и периодически спасает девушек от табунов насильников-байкеров. Как его зовут? Тесей.

В общем-то да, "Бык из машины" - это пересказ легенд о Тесее, начиная с его зачатия и заканчивая встречей с Минотавром. Точнее, не совсем встречей и не вполне с Минотавром... Это в двух словах не перескажешь. И в этом как раз главный недостаток произведения. Людям, знакомым с первоисточником, не составит труда узнать личность главного злодея ещё до его появления и предугадывать другие сюжетные ходы. Но в остальном я недостатков не обнаружил - это прекрасный, по-настоящему интересный и оригинальный роман.

Взять хотя бы персонажей. Все они - одновременно знакомые и в то же время - иные, оригинальные. Например, дед Тесея Питфей - отставной сотрудник спецслужб, который в молодости буквально положил свою дочь под мужчину, одержимого богом, и до сих пор ест себя поедом за это. Сам он тоже Аватара божества и регулярное попадание под чужой контроль он воспринимает без восторга, что и сподвигло его когда-то заняться изучением сущностей Веба. О том, насколько "добр" этот старик с теми, кто обидит его семью, думаю, расписывать не надо.

Или Минос. Великий и ужасный царь Крита здесь выступает высокопоставленным офицером, коллегой Питфея, как-то связанным со странными происшествиями, в которых случайные люди ни с того ни с сего сходят с ума. Набрасываются на окружающих с кулаками, калечат их и себя, и вообще действуют, как Аватары некоего божества... или лучше сказать - чудовища?.. Нашлось место и тесеевской галерее разбойников, в особенности - Синиду и Прокрусту. О них, к сожалению, вообще нельзя говорить без спойлеров - скажу только, что таких жутких антагонистов в книгах Олдей я не видел давно. А вот сам Тесей, признаться, на их фоне потерялся. Это довольно стандартный рыцарь в ржавых доспехах, не картонный, но и не врезающийся в память с мощностью стрелы.

Особое восхищение у меня вызывает именно то, как ловко авторы использовали всех этих мифических персонажей и вписали их в сюжет так, чтобы они смотрелись не только знакомо, но и органично. Позвольте объяснить: я, как человек, выросший на греческих легендах, прекрасно знал, что это за герои и какова будет их роль. Ловил удовольствие, как при наблюдении за профессиональной актёрской игрой, ждал, когда истинная сущность всё же проявит себя. Но при этом они воспринимались мною не просто, как древние греки, засунутые в неоновый киберпанк, а как натуральные уроженцы подобного сеттинга. Не уверен, что понятно донёс свою мысль, но надеюсь, что вы меня поймёте.

И тем сильнее жаль, что это книга одиночная. Она была выпущена в 2017 году, с тех пор прошло шесть лет. Не исключено, что однажды мы всё же увидим какой-то сиквел - но это маловероятно. И честно говоря, очень жаль - сеттинг, повторюсь, очень сочный и душевный, я бы с удовольствием прочитал в его рамках другие истории, но увы.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Продолжаю олимпийский топ. Сейчас очередь наконец-то дошла до троицы победителей. Честь быть бронзовыми медалистами выпала "Сказаниям о титанах" Якова Эммануиловича Голосовкера. С этой книгой я познакомился не так уж давно — всего несколько лет назад. Узнал о ней из отзыва Рудазова, который очень тепло отзывался о творчестве Якова, решил проверить сам... и могу сказать, что не пожалел об этом ни разу. Цитируя Александра — это очень сильная, трогательная, но вместе с тем тяжёлая книга. Хэппи эндов здесь ждать не приходится, а через всё истории красной нитью проходить мысль — век титанов закончился. Уступил месту богам-олимпийцам и людям.

О, местные титаны... они великолепны. Здесь это не громадные чудовища, какими их часто изображают в западных адаптациях. Нет, тутошние титаны ровно такие же, какими они были в греческих мифах. Богами, почти не уступающими олимпийцам и их приспешникам. Бесконечно гордыми, но прекрасными и могущественными. Они не лгали, ибо в принципе не умели лгать; они создали блаженный Золотой Век, лучший из всех, что когда-либо был на Земле; они до последнего противостояли жадным и завистливым олимпийцам, но в итоге всё-таки пали. Новые боги оказались не только сильнее старых, но и подлее — там, где не выходило добиться своего силой, они пускали в ход обман. Яков явно тщательно изучал древние варианты мифов, поэтому тут много деталей, которые могут заставить малознакомого с греческим фольклором человека удивлённо поднять брови.

К слову, единого сюжета, как такового, здесь нет. Каждая глава рассказывает об отдельном титане и его нелёгкой судьбе. Например, первая повествует об Атланте, могучем Человеке-Горе, одном из последних великих титанов, что жили среди смертных. О создателе чудесного края, в котором словно никогда не заканчивался Золотой Век, пытавшимся покарать олимпийцев за их преступления. Итог? Едва не сожженный молниями Зевса, он был обманут собственным внуком, Гермесом, и навеки взвалил на плечи небосвод. Дальше было про Медузу и её сестёр — в этой интерпретации Горгоны были титанидами, которых сгубила похоть Посейдона, а также трусость и зависть Афины. Последняя в итоге избавилась от самой младшей и знаменитой Горгоны, подослав к ней Персея — а сама просто боялась посмотреть ненавистной сопернице в глаза. Не хотелось лично превращаться в камень, видите ли.

И вот как-то так всю книгу. Титаны страдают, титаны умирают. Из-за богов, смертных, да и друг другу они подчас причиняли страшную боль. По сути, Атлант может считать себя счастливчиком уже за то, что остался жив — хотя можно ли считать ТАКОЕ существование удачей?.. Дискуссионный вопрос, очень. И если вы плохо переносите драмы, то под конец книга может просто утомить. Тяжело постоянно грустить и сопереживать персонажам, зная, что они всё равно умрут, отчего страницы тянет быстрее пролистывать (во всяком случае, так было у меня при первом чтении). И это, пожалуй, я сам могу назвать первым главным недостатком книги.

Второй — скомканность. Учитывая, сколько героев и сюжетов было в оригинальных мифах, "Сказания" могли бы быть гораздо более толстой книгой. Но, к сожалению, Голосовкер так и не сумел её дописать — умер. И третье... это не является недостатком романа, а скорее моей личной придиркой, но всё же местами мне кажется, что автор слишком своеобразно интерпретировал греческую мифологию. Например, Ехидна у него рожала чудовищ не от колоссального монстра Тифона, а от бессмертного сатира Айгипана, вскормленного той же козой, что поила Зевса. И это, если спросите меня, сильно снижает изначальную эпичность что самой Ехидны, что её детей. Согласитесь, "Гидра, дочь Тифона и Ехидны, внучка хтонических богов моря и самой Земли" звучит лучше, чем "дочь Ехидны и сатира".

А ещё я могу припомнить то, что у Голосовкера титанами являются не только Хирон и монстры, вроде тех же Горгон, но и полубоги, например, Алоады и Диоскуры. В принципе, тут можно по диспутировать и заявить, что в самих мифах никакой разницы между олимпийцами и титанами нет, они одной крови, а значит, и их отпрыски фактически являются (полу)титанами. Но... скажу прямо, мне такая точка зрения не нравится. Я больше предпочитаю воспринимать полубогов именно как смертных с некоторыми способностями небожителей.

Но не считая этого, роман шикарный. Его можно без преувеличения назвать культовым. Может быть, и не настолько популярный, как творчество Толстого и Достоевского — но минимум несколько современных авторов во многом опирались на него, когда творили собственные миры. Всё тот же Рудазов, например, взял местных титанов и немного доработал их; Олди в своём Ахейском цикле буквально цитируют "Сказания", даром, что ни один титан, кроме Горгон и Аргуса у них не появлялся. И поэтому я искренне надеюсь, что однажды роман Голосовкера станет более популярным. Поверьте, он заслуживает этого, как никто.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Продолжаем олимпийский топ. Нынче очередь дошла до серебряного медалиста — трилогии Елены Кисель "Аид, любимец судьбы". Я читал эти романы, когда они ещё только писались, перечитывал их с тех пор неоднократно и по мере роста моего культурного багажа, моё мнение регулярно менялось. Сейчас мне очевидны недостатки этих книг, но несмотря на это я всё равно считаю "Аида" одной из лучших вещей, что я читал в жизни.

Мысль изобразить какой-то миф глазами бога — идея не новая. Это ещё сами древние греки практиковали. Да и Аид в качестве главного героя и рассказчика уже встречался. Но Кисель, как мне кажется, настолько хорошо и глубоко проработала образ старейшего из олимпийцев, что ловить после неё на этом поприще нечего. Честно, мне кажется, что превзойти её в этом плане способны разве что Олди — но они в ближайшее время возвращаться к греческой мифологии не собираются.

И эта трилогия обхватывает не один конкретный миф, а множество. Первый роман описывает Титаномахию и заканчивается победой олимпийцев и их воцарении над миром; второй — о том, как Аид становится подземным владыкой, женится на Коре/Персефоне, узнаёт об интригах родственников и встречает тени знаменитых злодеев и чудовищ; третий — о Гигантомахии и подготовке к ней, обожествлении Асклепия и Геракле. Хотя во второй и третьей части Аид большую часть времени остаётся скорее зрителем, потому что ему в основном плевать на смертных и их интрижки, пока это не окружающее мироздание.

Вообще, Аид в этих книгах очень сложный и неоднозначный персонаж. Из тех, кого нельзя в равной степени отнести к героям или злодеям. Проведя детство и юность в тёмной утробе Крона, он вырос пессимистом и циником, ожесточённым и не любящим свет. В отличие от харизматичного и обаятельного Зевса или жизнерадостного буяна Посейдона, Аид никогда не интересовался нимфами и весельем, предпочитал одиночество компаниям... и он не простил Рею. В лицо бросил сходящей с ума от горя титаниде, что не считает её матерью.

Или, например, эпизод, когда три брата решали, кто какую роль будет выполнять в Титаномахии. И Аид добровольно решил стать карателем, "незримым гневом Зевса". Он сжигал города и селения, безжалостно вырезал как взрослых, так и детей, чтобы смертные и бессмертные трижды думали о том, чтобы предать олимпийцев и помочь Крону. А всё для того, чтобы младшие браться не сломались, взвалив на плечи подобную ношу. По схожим причинам он стал царём загробного мира — только такой гиперответственный интроверт с железной волей может держать Тартар запертым.

И при этом о многих своих родственниках он не высокого мнения. Посейдона он считает дураком и завистником; Зевса — самодуром и тираном; Геру — вздорной и ревнивой клушей; Ареса — мамкиным сыночком и идиотом; Гефеста — наивным и тугодумным трудягой... По сути, единственные, к кому он испытывает действительно светлые чувства — это его жена и Гестия. Ну ещё к Гермесу и Афину он испытывает определённое уважение (причём взаимное). Но справедливости ради, нельзя сказать, что в своих суждениях Аид неправ — Кисель очень хорошо показывает характеры богов, их недостатки и капризы. Понаблюдав за тем же Посейдоном или Аресом, быстро начинаешь понимать Аида.

И для ещё большей справедливости уточню, что Аид далеко не безупречен. Многие персонажи открыто заявляют ему в лицо, что он не сильно лучше братьев или даже Крона. Он тоже эгоист, тоже холоден и бессердечен к окружающим... и это он сам прекрасно понимает. Характер скверный, как несколько раз говорится. Ну а что вы хотели от бога, который не знал материнской любви, которого проглотил родной отец и которого воспитывала богиня судьбы, желавшая сделать из него живое оружие?

И тем проникновеннее эпизоды, когда Аид всё же демонстрирует лучшую сторону своей натуры. Когда нам описывают его мысли при виде танцующей Коры. Как он мешает Зевсу изнасиловать Персефону и заставляет его сбежать, чтобы не потерять лицо. Как он просит прощения у Геи и был готов позволить убить себя, лишь бы она перестала мстить олимпийцам. Как он возвращается домой, простив жене измене и как Судьба теряет над ним всякую власть. Об этом Аиде я могу говорить очень много, но надо отдать должное, что другие персонажи тоже вышли замечательными.

Например, Кора, она же Персефона. Некогда солнечная богиня весны, любимая дочка Деметры, в браке с Аидом она постепенно становится величественной и грозной царицей, способной дать отпор даже своему мужу. Танат, бог смерти, ненавидящий свой жребий психопомпа, холодный гордец и лучший друг Аида, готовый сломать ради него собственный клинок. Зевс, великий интриган и планировщик, всеми обожаемый тиран и насильник. Посейдон, владыка морей, отчаянно завидующий младшему брату и старающийся его превзойти. Деметра, смертельно ненавидящая Аида богиня плодородия, душившая дочку гиперопекой. Ананка, незримая богиня судьбы, беседующая с Аидом с первых дней его рождения и сделавшая его тем, кем он есть. Сам Крон, наконец, прекрасно иллюстрирующий архетип "Полное чудовище".

А ещё Эвклей. В этой толпе многогранных, глубоких и неоднозначных героев простой, как доска, Эвлей выделяется особо. Тем, что он, жирный, неряшливый и хамоватый, является распорядителем и первым помощником Аида, прошедшим с ним почти всю Титаномахию и добровольно явившимся в загробье вслед за господином. Появляется он редко, но тем уморительнее каждый его выход на сцену.

В общем, вы поняли — сильных героев и эпизодов здесь очень много. Даже сейчас, много лет спустя, я прекрасно помню все их. Но есть ли у книги недостатки? Увы, но да. В первую очередь — рефлексия. Её здесь не просто много, а очень, ОЧЕНЬ много. И нет, мне-то обычно нравится читать самокопания персонажей и написаны они обалденно, Кисель отлично владеет слогом. Но... тля, у всего же должны быть границы! Несколько раз мне хотелось дать Аиду хорошего такого пинка, встряхнуть его и заорать "СОБЕРИСЬ, НЫТИК!". Хорошо, что это периодически разбавляется комедийными эпизодами, иначе окончательно вышел бы перебор.

Ещё мне обидно, что некоторые персонажи не получили должного раскрытия. Например, Посейдон — в первой книге жирно намекалось, что он не дурак и на самом деле такой же умный, как его братья. Но потом про это забыли, сделав его просто не в меру амбициозным завистником. И такой перемене на самом деле даётся логическое объяснение, но всё равно очень досадно.

Кроме основной трилогии, есть ещё разнообразные авторские фанфики. Например, "Глаза богини", где ПОВами являются женщины, занимающие особое место в жизни Подземного Владыки — от Геры до Персефоны. Или "Другая судьба", роман-АУ, в котором Крон не проглотил Аида, тот стал царём Олимпа и что из этого вышло. Это тоже очень интересные и сильные произведения, и по уму они заслуживают отдельной рецензии — особенно "Другая судьба". Правда, недостаток у них тот же, что у оригинала — рефлексия, временами переходящая в настоящую меланхолию.

Есть много произведений, которые заслуживают адаптации. Но "Аид, любимец судьбы" — из тех трилогий, которые нельзя воплотить на экране. Кино просто не сможет передать тех эмоций, что текут к читателю с книжных страниц. Разве что авторы смогут найти актёров, умеющий мимикой, жестами, взглядами передавать счастье, грусть или злобу — но всё равно, мне кажется, выйдет не то. Надеюсь, что сама Кисель об этих словах не узнает, а то встречаться с Аидом до старости мне не хотелось бы.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Что же, господа... я наконец-то добрался до финала своего олимпийского топа. Спустя почти два года я могу его закончить. И последнее, самое престижное место, я отвёл "Ахейскому циклу" за творчеством Дмитрия Ладыженского и Олега Громова, известными под общим псевдонимом "Генри Лайон Олди". Впервые с их творчеством я познакомился благодаря всё тому же Рудазову — несколько лет назад он написал отзыв на их роман "Герой должен быть один". В нём он восхищался этой книгой, считая её одной из лучших, что видел в жизни. И всё бы ничего, но это была книга о Геракле, одном из величайших героев всех времён и моём любимом мифическом персонаже. Как я мог пройти мимо?

Потом я узнал, что этот роман входит в цикл, посвященный остальным эпизодам и героям древнегреческой мифологии. Дилогия про Одиссея, пересказ жизни Персея и Амфитриона... а всего три года назад вышла дилогия про Беллерофонта. Все эти романы мне очень понравились, но "Герой должен быть один" я считаю лучшим в этом пантеоне. Причин тому несколько:

1) Самое главное — невероятно сильный сюжет и персонажи. Честно говоря, тут мне даже тяжело писать толково, не срываясь на фанбойское верещание. С одной стороны, Олди замечательно пересказали всем известную историю, с рождением от Зевса и смертной женщины, со взрослением, подвигами и гибелью Геракла. С другой — акценты они сместили так, что глаза на лоб лезут (в хорошем смысле). Чего только стоит тот факт, что Олег с Громовым, едва ли не единственные авторы в истории, кто вспомнил — у Алкмены было два сына-близнеца, Алкид и Ификл.

Странно, что я никогда раньше не замечал, насколько это странно. Греки ведь в самом деле любили мифы о братьях-героях, но Геракл был всего один — Алкид. И Олди, надо отдать им должное, хорошо обосновали, почему так получилось. Да и не только это — они в целом замечательно заткнули сюжетные дыры, которыми пестрят легенды о Геракле, и при этом умудрились придерживаться первоисточника настолько, насколько это в принципе возможно. Помните же, что рабство Геракла у Евресфея началось с приступа безумия и убийства семьи? И что Герк впоследствии ещё несколько раз впадал в подобное неистовство?

Тут это — главный столп, на котором стоит сюжет. И приступы безумия Алкида... Знаете, я навидался разномастных безумцев и берсерков в массовой культуре, но Геракл Олди из них, пожалуй, что самый трагический и жуткий. Очень тяжелые и грустные эпизоды. В такие моменты мне страшно хотелось обнять его и успокоить, пусть даже за это мне бы оторвали голову. А персонажи... Такого великолепного изображения древних героев и богов я не видел нигде, даже у самих древних греков.

Взять хотя бы Афину — почти везде её изображают самой мудрой, самой умной, самой доброй, самой-самой светлой богиней на Олимпе. Просто непонятно, как у тирана и деспота Зевса могло родиться нечто такое пушистое и чистое. А у Олди она воистину папина дочка — в худшем смысле слова. Да, она мудра и умна, но вместе с тем крайне высокомерна и не чужда таких низких эмоций как зависть. А Гефест? Забудьте о сусальном образе несчастного трудяги с добрыми глазами. Здесь он именно такая язва и чёрствый циник, как мог бы стать человек (или бог) с его биографией. Про Диониса я даже говорить не хочу — в приквеле про Персея он изображен невероятно харизматичным и жутким, всё по мифическому канону;

2) Слог. Языком ГЛО владеют прекрасно, но тут они, пожалуй, выстрелили особенно классно. Рифмованные строки, стилизованные под эллинские пьесы, высокопарные божественные речи, простецкий говор большинства смертных — всё это тянет на жирную пятёрку. И это, что немаловажно, ещё и легко читать, а то бывают такие авторы — их несёт, а ты по десять раз перечитываясь, силясь понять, что там вообще написано;

3) Концовка. Она столь же горько-сладкая, как и финал "Властелина колец". С одной стороны — главные злодеи побеждены, Геракл обрёл божественность, боги перестали играть с судьбами людей. С другой — истинная судьба Алкида забылась. Его отец так и не обрёл покой. А век богов-олимпийцев, каким бы жестоким он ни был, начал склоняться к закату.

И у других книг, прямо скажем, послевкусие не лучше. Одиссей возвращается домой, но почти все его товарищи мертвы вместе с эрой богов и чудес. Персей умирает спокойно и тихо, Беллерофонт и Амфитрион становятся героями, не став при этом чудищами. Но всего пара поколений — и привет, Троянская война, развод Неба и Земли. Интересно, будут ли Олди писать ещё одну книгу в этом сеттинге? В принципе, они могут ещё многое рассказать, но с другой стороны — не уверен, что вынесу ещё одну концовку в подобном стиле.

Но несмотря на всё это, отмечу несколько недостатков, которые подпортили мне чтение. Во-первых, мне не понравились христианские элементы в книгах. Вся эта идея, что Крона склонили ко злу падшие ангелы и надоумили жрать детей, что греческую землю уже вот-вот займёт Единый Бог... на мой взгляд, это выглядело так неуместно и чужеродно, что с тех пор я просто пропускаю подобные отрывки. И это главная причина, почему я плевался от "Микенского цикла" Валентинова, как бы дополнение к книгам Олди, чью каноничность они прямо не подтверждают. Там это было настоящее изнасилование совы глобусом.

Во-вторых, мне не понравилось то, насколько радикально отличается история Одиссея. В сущности, из всего странствия оставили только лотофагов — никакого циклопа, никакого противостояния Церцеи, путешествия в подземный мир, Сциллы и Харибды. Я свечку не держал, но подозреваю, что главная причина была просто в нежелании растягивать дилогию на кучу книг. Очень жаль, честно — просто представьте, какие шикарные эпизоды могли бы создать авторы.

Ну и наконец, в-третьих — меня крупно разочаровала дилогия про Беллерофонта. Из аннотации у меня сложилось впечатление, что из богов центральным персонажем этих книг будет Посейдон, отец титульного героя. Даже в аннотации говорилось, как он занимается интригами вровень с Афиной и Гермесом. А на деле? Посейдон не делает НИЧЕГО. Только появляется всего в нескольких эпизодах, толком на основной сюжет не влияя. Чёрт, авторы, ну как так?

Но в целом, но этом всё. Благодарю тех, кто читал мои рецензии и поддерживал их лайками. Я вам искренне благодарен за это.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Прекрасный Народ — это фактически языческие боги, версия для бедных и/или христиан. Они не бессмертны, не всемогущи, им не строят храмов — но они живут очень долго, обладают огромной колдовской силой и крестьяне часто задабривают их, боясь прогневить.
 

Mammoth

Капитан
  • Орден Митрандира
Не знаю насчёт ранних, но поздние эллины видели в своих богах не просто смертных со сверхспособностями, а живых воплощений вселенной. И если смотреть с такой точки зрения, то это объяснит очень многие поступки олимпийских богов. Даже знаменитую похоть Зевса. Он был небом, а небо — податель плодородия. Оно посылает дожди и ветер. Заставить его быть верным одной женщине (или парню) — всё одно, что попытка заставить ливень идти только в одном месте.
 
Автор темы Похожие темы Форум Ответы Дата
Ælfwīs Книги 1
Ælfwīs Книги 55

Сверху