После долгого перерыва я решил продолжить свой Олимпийский топ. И в этот раз очередь дошла до God of War. В этом посте я сосредоточусь только на оригинальной, "греческой" серии, ибо две последние игры в скандинавском сеттинге заслуживают отдельного разбора. И начну я с небольшого рассказа про собственный опыт знакомства с франшизой.
Я получил игру на День Рождения, когда был подростком. У меня была первая часть на диске - без перевода, поэтому я только благодаря описанию на обложке знал, о чём её сюжет. К слову, в комплекте с ней шла ещё какая-та игра, про двух сиблингов - огромного и могучего брата и соблазнительную, ловкую и хитрую сестру. Они оба выглядели, как стереотипные азиатские воины, но конкретно эта игра у меня не запускалась из-за ошибки в программе. Сейчас я даже не помню её названия... а жаль. Я бы не отказался всё же узнать, что там было. Но ладно, вернёмся к GoW.
Прежде чем выйти на рынок, игра прошла долгую стадию бракованных черновиков и концептов. Им даже была посвящена особая бонусная комната, которую можно было разблокировать после окончания прохождения. Например, там рассказывалось, что Кратос когда-то выглядел как обычный человек в броне-гоплита; что потом он должен был носить зловещий чёрный доспех (его потом использовали для создания его облика божества войны); наконец, вместо красной татуировки у него могла быть синяя. И первая часть делалась, как вещь в себе, без намёка на продолжение. Создатели на него и не рассчитывали. Вот потом, когда приключения спартанца привлекли внимание миллионов геймеров, они зашевелились...
Увы, сам я только в первую игру сыграть и мог. Потом у меня сломалась консоль, а на ПК ни одна часть (кроме двух последних) не портировалась. Пробовал через эмулятор, но у него было такое отвратное управление, что я не выдержал и бросил на первых же порах и с тех пор следил за судьбой Кратоса исключительно по прохождения на Ютубе.
Для тех, кто не знает, в двух словах перескажу сюжет: Кратос - спартанский воин, который когда-то был безжалостным и амбициозным военачальником. Его войско попало в засаду варваров и оказалось на грани гибели. Струсивший Кратос воззвал к Аресу, богу войны и пообещал вечную службу в обмен на спасение. Олимпиец откликнулся, даровал своему новому чемпиону мистические клинки на цепях, приковав их к его рукам. И с ними Кратос не только обезглавил варварского короля, но и практически залил Грецию кровью во славу нового хозяина. Так продолжалось, пока он в пылу резни не прикончил собственную жену и дочь - ибо Арес хотел, чтобы его воин не имел "слабостей".
За это Кратос отказался от службы богу войны и стал чемпионом прочих богов. Десять лет он выполнял их поручения в надежде заслужить прощение и забвение от мук памяти, пока они не приказали ему убить самого Ареса при помощи ящика Пандоры. Но даже сделав это, спартанец не обрёл душевный покой, хотя и получил место в пантеоне. Но потом уже Зевс ополчился на Кратоса из-за паранойи и они развязали страшную божественную войну. По итогам, спартанец убил половину Олимпа, включая громовержца, кучу младших божеств, полубогов и титанов, и сам совершил суицид... но как оказалось, не вполне удачный.
Геймплей у всех частей достаточно схожий - протагонист свободно перемещается по локациям, уничтожая противников и решая простые головоломки, чтобы получить бонус или открыть дорогу дальше. Можно прокачивать здоровье и запасы маны Кратоса, собирая глаза Горгоны и перья Феникса в тайниках; также из пролитой врагами крови получается энергия, что тратится на улучшение оружия и способностей. Во всех частях, кроме Клинков, главный герой получает дополнительное снаряжение и заклинания - от богов, титанов, разномастных героев. В первой части лично мне особенно нравилась армия мертвецов Аида - ибо... это же круто! Натравливать на врага стаю воющих призраков инфернального вида! И брутальность, конечно. Кровью и мясом людей уже тогда было непросто впечатлить - но Санта Моника справилась. Видеть, как Кратос многократно вонзает Клинок в пасть минотавру или вырывает глаз циклопу голыми руками... О-о, это запомнилось многим.
Впрочем, для меня главное сокровище франшизы - не игровой процесс, а сюжет и персонажи. Честно говоря, их нельзя назвать оригинальными, но исполнение искупает это с лихвой. Взять хотя бы самого Кратоса - такого сложного, неоднозначного, кровожадного, но в чём-то благородного и любящего антигероя нам не представляли давно. Кратос - безжалостный и свирепый воин, который без колебаний готов убивать тех, кто мешает ему или даже совершенно невинных людей. Но вместе с тем он способен на искреннее милосердие и любовь, что видно, когда он вспоминает семью или взаимодействует с теми немногими, кого может назвать друзьями. Например, с фурией Оркусом в приквеле.
Конечно, если проходить только три номерные части, то Кратос будет больше походить на буйного и эгоистичного психопата. Но спин-оффы и приквелы гораздо лучше раскрывают его характер, как и то, почему он в итоге дошёл до жизни такой. Например, во второй номерной игре он стал таким же, как Арес, начав кровавое завоевание Греции назло пантеону. Казалось бы, классическое "победитель дракона стал драконом" - но в игре Ghost of Sparta, например, рассказывается, как он узнал о похищении своего брата богами; как из-за них он был вынужден убить свою пожилую мать; как в битве с божеством смерти Танатом погиб всё тот же брат - а до того его много лет держали в заточении и мучили.
Или Chains of Olympus. Там Кратос на миг воссоединяется с дочерью в загробном мире, отдав все силы Персефоне. Но когда он узнаёт, что она замыслила уничтожить мир, то вынужден вернуть себе магию и снаряжение. А единственный способ это сделать - убить все праведные души. На глазах у его маленькой девочки. И навсегда оставить её там, в слезах и горе. Знаете... Осознав это, я прекрасно понимаю, почему в дальнейшем Кратос стало таким бессердечным и злобным. Я бы точно так же стремился любой ценой расправиться с зажравшимися божками - пусть даже это грозило бы гибелью мироздания. Хотя это не отменяет тех преступлений, что Кратос совершал уже без такого давления и по своей воле - но тем интереснее его образ.
Из других героев я бы хотел отметить Ареса, Афину и Зевса. Арес, как таковой, присутствует только в первой части и во всех прочих играх показан, в лучшем случае, во флэшбеках. Но несмотря на это, он - моя любимая интерпретация греческого бога войны. Он не менее кровожаден и жесток, чем его прототип - но при этом лишён большинства его недостатков. Этот Эниалий не стал бы истерить и плакаться Зевсу на Олимпе, получив копьём в бок, нет! - он просто переломает наглецу кости, заживо сдерёт с него кожу, а потом оставит в живых и не способным умереть от чего-бы то ни было. Та пытка иллюзиями, которую он устроил Кратосу в финале - это... даже не знаю, как прокомментировать. Изуверство - ещё мягкое слово. Низкий голос великого Стивена Блюма тоже усиливает харизму и жуткость Ареса.
Афина, пожалуй, самая сложная среди олимпийцев. Сперва она кажется среди них самой приличной и добродушной - она помогает Кратосу советами, просит защитить её город от аресовых орд, предупреждает о том, что боги скоро ополчатся на него за разрушения греческих городов... И даже после смерти от его рук её дух решает остаться союзником спартанца. Но как показал финал третьей части - всё это время Афиной двигали корыстные мотивы. Дело в том, что как и в оригинальных мифах, ящик Пандоры содержал все пороки и бедствия вселенной - и открыв его, Кратос сам того не желая их выпустил. А заодно - поглотил мощь Надежды, единственной силы, что могла противостоять им.
Из-за этого и без того морально-серые боги погрязли в грехах, а конкретно Афина - в алчности. Она решила стать единственным и всемогущим богом, устранив руками спартанца конкурентов и в конце забрав у него Надежду. Но Кратос раскусил её и вместо этого пронзил божественным мечом собственный живот, подарив частички Надежды всем оставшимся грекам. А в вышеупомянутой Ghost of Sparta ещё живая Афина поздравляла Кратоса со... смертью его последнего смертного родственника. Словно он не семью потерял, а повышение получил... хотя с её точки зрения так оно и было. Кроме того, многие эпизоды с Афиной до сих пор смотрятся неоднозначно. Как давно она была заражена пороками из ящика? Испытывала ли она когда-нибудь тёплые чувства к Кратосу - или изначально видела в нём цепного пса? Тут каждый решает сам.
И наконец, Зевс. О, это одна из моих любимых интерпретаций громовержца - и, пожалуй, самая любимая версия злобного Зевса. Все остальные на её фоне выглядят откровенно карикатурно и смешно. Как и Афина, сперва он выступал союзником и покровителем спартанца - но уже в начале второй части он убивает Кратоса, опасаясь, что тот займёт его место на Олимпе. Как позже выясняется, Зевс - настоящий отец главного героя и выпущенное из ящика Пандоры воплощение Страха помутило разум верховного бога. Многократно раздуло имевшиеся там тревоги и фобии, самой сильной из которых был как раз страх, что один из сыновей обернётся против него. Подобно тому, как сам Зевс низверг Крона.
Впрочем, надо отдать ему должное - Зевс не только боится, но и сам умеет отменно пугать. Он выше Кратоса (который сам - великан за два метра ростом) на голову, у него молочно-белые глаза без зрачков, он часто демонстрирует божественные силы и говорит низким, брутальным голосом. Даже в дубляже, а это, поверьте, достижение. Обе финальные битвы с ним (и во второй, и в третьей игре) очень напряженные, но вместе с тем - красивые и эпические. Пожалуй, если я и хотел бы увидеть какой-то фрагмент франшизы на экране, так это дуэль Кратоса с Зевсом.
К слову, об экранах. Давно ходили слухи о фильме по мотивам одной из игр, причём едва ли не с выхода первой части. Были приглашены сценаристы, набраны операторы и другие работники, проводились какие-то прослушивания среди актёров... но дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. И оно, возможно, к лучшему - мне история Кратоса очень дорога и видение "молодых и современных" творцов наверняка бы оставило меня в расстроенных чувствах. Есть слухи, что теперь будут адаптировать скандинавскую дилогию в виде сериала - и к этому я отношусь с опаской. С одной стороны - это Амазон и за сценарий отвечают те же люди, что делали провальное "Колесо времени". С другой... вдруг палка таки выстрелит, пусть и раз в год?
Я получил игру на День Рождения, когда был подростком. У меня была первая часть на диске - без перевода, поэтому я только благодаря описанию на обложке знал, о чём её сюжет. К слову, в комплекте с ней шла ещё какая-та игра, про двух сиблингов - огромного и могучего брата и соблазнительную, ловкую и хитрую сестру. Они оба выглядели, как стереотипные азиатские воины, но конкретно эта игра у меня не запускалась из-за ошибки в программе. Сейчас я даже не помню её названия... а жаль. Я бы не отказался всё же узнать, что там было. Но ладно, вернёмся к GoW.
Прежде чем выйти на рынок, игра прошла долгую стадию бракованных черновиков и концептов. Им даже была посвящена особая бонусная комната, которую можно было разблокировать после окончания прохождения. Например, там рассказывалось, что Кратос когда-то выглядел как обычный человек в броне-гоплита; что потом он должен был носить зловещий чёрный доспех (его потом использовали для создания его облика божества войны); наконец, вместо красной татуировки у него могла быть синяя. И первая часть делалась, как вещь в себе, без намёка на продолжение. Создатели на него и не рассчитывали. Вот потом, когда приключения спартанца привлекли внимание миллионов геймеров, они зашевелились...
Увы, сам я только в первую игру сыграть и мог. Потом у меня сломалась консоль, а на ПК ни одна часть (кроме двух последних) не портировалась. Пробовал через эмулятор, но у него было такое отвратное управление, что я не выдержал и бросил на первых же порах и с тех пор следил за судьбой Кратоса исключительно по прохождения на Ютубе.
Для тех, кто не знает, в двух словах перескажу сюжет: Кратос - спартанский воин, который когда-то был безжалостным и амбициозным военачальником. Его войско попало в засаду варваров и оказалось на грани гибели. Струсивший Кратос воззвал к Аресу, богу войны и пообещал вечную службу в обмен на спасение. Олимпиец откликнулся, даровал своему новому чемпиону мистические клинки на цепях, приковав их к его рукам. И с ними Кратос не только обезглавил варварского короля, но и практически залил Грецию кровью во славу нового хозяина. Так продолжалось, пока он в пылу резни не прикончил собственную жену и дочь - ибо Арес хотел, чтобы его воин не имел "слабостей".
За это Кратос отказался от службы богу войны и стал чемпионом прочих богов. Десять лет он выполнял их поручения в надежде заслужить прощение и забвение от мук памяти, пока они не приказали ему убить самого Ареса при помощи ящика Пандоры. Но даже сделав это, спартанец не обрёл душевный покой, хотя и получил место в пантеоне. Но потом уже Зевс ополчился на Кратоса из-за паранойи и они развязали страшную божественную войну. По итогам, спартанец убил половину Олимпа, включая громовержца, кучу младших божеств, полубогов и титанов, и сам совершил суицид... но как оказалось, не вполне удачный.
Геймплей у всех частей достаточно схожий - протагонист свободно перемещается по локациям, уничтожая противников и решая простые головоломки, чтобы получить бонус или открыть дорогу дальше. Можно прокачивать здоровье и запасы маны Кратоса, собирая глаза Горгоны и перья Феникса в тайниках; также из пролитой врагами крови получается энергия, что тратится на улучшение оружия и способностей. Во всех частях, кроме Клинков, главный герой получает дополнительное снаряжение и заклинания - от богов, титанов, разномастных героев. В первой части лично мне особенно нравилась армия мертвецов Аида - ибо... это же круто! Натравливать на врага стаю воющих призраков инфернального вида! И брутальность, конечно. Кровью и мясом людей уже тогда было непросто впечатлить - но Санта Моника справилась. Видеть, как Кратос многократно вонзает Клинок в пасть минотавру или вырывает глаз циклопу голыми руками... О-о, это запомнилось многим.
Впрочем, для меня главное сокровище франшизы - не игровой процесс, а сюжет и персонажи. Честно говоря, их нельзя назвать оригинальными, но исполнение искупает это с лихвой. Взять хотя бы самого Кратоса - такого сложного, неоднозначного, кровожадного, но в чём-то благородного и любящего антигероя нам не представляли давно. Кратос - безжалостный и свирепый воин, который без колебаний готов убивать тех, кто мешает ему или даже совершенно невинных людей. Но вместе с тем он способен на искреннее милосердие и любовь, что видно, когда он вспоминает семью или взаимодействует с теми немногими, кого может назвать друзьями. Например, с фурией Оркусом в приквеле.
Конечно, если проходить только три номерные части, то Кратос будет больше походить на буйного и эгоистичного психопата. Но спин-оффы и приквелы гораздо лучше раскрывают его характер, как и то, почему он в итоге дошёл до жизни такой. Например, во второй номерной игре он стал таким же, как Арес, начав кровавое завоевание Греции назло пантеону. Казалось бы, классическое "победитель дракона стал драконом" - но в игре Ghost of Sparta, например, рассказывается, как он узнал о похищении своего брата богами; как из-за них он был вынужден убить свою пожилую мать; как в битве с божеством смерти Танатом погиб всё тот же брат - а до того его много лет держали в заточении и мучили.
Или Chains of Olympus. Там Кратос на миг воссоединяется с дочерью в загробном мире, отдав все силы Персефоне. Но когда он узнаёт, что она замыслила уничтожить мир, то вынужден вернуть себе магию и снаряжение. А единственный способ это сделать - убить все праведные души. На глазах у его маленькой девочки. И навсегда оставить её там, в слезах и горе. Знаете... Осознав это, я прекрасно понимаю, почему в дальнейшем Кратос стало таким бессердечным и злобным. Я бы точно так же стремился любой ценой расправиться с зажравшимися божками - пусть даже это грозило бы гибелью мироздания. Хотя это не отменяет тех преступлений, что Кратос совершал уже без такого давления и по своей воле - но тем интереснее его образ.
Из других героев я бы хотел отметить Ареса, Афину и Зевса. Арес, как таковой, присутствует только в первой части и во всех прочих играх показан, в лучшем случае, во флэшбеках. Но несмотря на это, он - моя любимая интерпретация греческого бога войны. Он не менее кровожаден и жесток, чем его прототип - но при этом лишён большинства его недостатков. Этот Эниалий не стал бы истерить и плакаться Зевсу на Олимпе, получив копьём в бок, нет! - он просто переломает наглецу кости, заживо сдерёт с него кожу, а потом оставит в живых и не способным умереть от чего-бы то ни было. Та пытка иллюзиями, которую он устроил Кратосу в финале - это... даже не знаю, как прокомментировать. Изуверство - ещё мягкое слово. Низкий голос великого Стивена Блюма тоже усиливает харизму и жуткость Ареса.
Афина, пожалуй, самая сложная среди олимпийцев. Сперва она кажется среди них самой приличной и добродушной - она помогает Кратосу советами, просит защитить её город от аресовых орд, предупреждает о том, что боги скоро ополчатся на него за разрушения греческих городов... И даже после смерти от его рук её дух решает остаться союзником спартанца. Но как показал финал третьей части - всё это время Афиной двигали корыстные мотивы. Дело в том, что как и в оригинальных мифах, ящик Пандоры содержал все пороки и бедствия вселенной - и открыв его, Кратос сам того не желая их выпустил. А заодно - поглотил мощь Надежды, единственной силы, что могла противостоять им.
Из-за этого и без того морально-серые боги погрязли в грехах, а конкретно Афина - в алчности. Она решила стать единственным и всемогущим богом, устранив руками спартанца конкурентов и в конце забрав у него Надежду. Но Кратос раскусил её и вместо этого пронзил божественным мечом собственный живот, подарив частички Надежды всем оставшимся грекам. А в вышеупомянутой Ghost of Sparta ещё живая Афина поздравляла Кратоса со... смертью его последнего смертного родственника. Словно он не семью потерял, а повышение получил... хотя с её точки зрения так оно и было. Кроме того, многие эпизоды с Афиной до сих пор смотрятся неоднозначно. Как давно она была заражена пороками из ящика? Испытывала ли она когда-нибудь тёплые чувства к Кратосу - или изначально видела в нём цепного пса? Тут каждый решает сам.
И наконец, Зевс. О, это одна из моих любимых интерпретаций громовержца - и, пожалуй, самая любимая версия злобного Зевса. Все остальные на её фоне выглядят откровенно карикатурно и смешно. Как и Афина, сперва он выступал союзником и покровителем спартанца - но уже в начале второй части он убивает Кратоса, опасаясь, что тот займёт его место на Олимпе. Как позже выясняется, Зевс - настоящий отец главного героя и выпущенное из ящика Пандоры воплощение Страха помутило разум верховного бога. Многократно раздуло имевшиеся там тревоги и фобии, самой сильной из которых был как раз страх, что один из сыновей обернётся против него. Подобно тому, как сам Зевс низверг Крона.
Впрочем, надо отдать ему должное - Зевс не только боится, но и сам умеет отменно пугать. Он выше Кратоса (который сам - великан за два метра ростом) на голову, у него молочно-белые глаза без зрачков, он часто демонстрирует божественные силы и говорит низким, брутальным голосом. Даже в дубляже, а это, поверьте, достижение. Обе финальные битвы с ним (и во второй, и в третьей игре) очень напряженные, но вместе с тем - красивые и эпические. Пожалуй, если я и хотел бы увидеть какой-то фрагмент франшизы на экране, так это дуэль Кратоса с Зевсом.
К слову, об экранах. Давно ходили слухи о фильме по мотивам одной из игр, причём едва ли не с выхода первой части. Были приглашены сценаристы, набраны операторы и другие работники, проводились какие-то прослушивания среди актёров... но дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. И оно, возможно, к лучшему - мне история Кратоса очень дорога и видение "молодых и современных" творцов наверняка бы оставило меня в расстроенных чувствах. Есть слухи, что теперь будут адаптировать скандинавскую дилогию в виде сериала - и к этому я отношусь с опаской. С одной стороны - это Амазон и за сценарий отвечают те же люди, что делали провальное "Колесо времени". С другой... вдруг палка таки выстрелит, пусть и раз в год?