Что нового?

Канон Легендариума

Ælfwīs

Loremaster
Команда форума
В ходе обсуждений возник вопрос — а насколько опубликованный «Сильмариллион» соответствует замыслу Профессора и может считаться каноном?
Потому как Кристофер Толкин провёл значительную корректуру — и неизвестно, одобрил бы это сам Профессор.

Например — вопрос родословной Гиль-галада.
И Аргон, которого в опубликованном «Сильмариллионе» попросту нет.
А космология и устройство Арды, представленные нам в «Сильмариллионе» отличаются от тех, что описываются в «Истории Средиземья»:
Космогонические мифы — нуменорские, смешение Эльфийской Мудрости с человеческими мифами и представлениями. Но в примечаниях должно быть сказано, что Мудрые Нуменора знали о том, что ни звёзды, ни Солнце, ни Луна не были созданы таким образом. Они знали, что Солнце и Звёзды старше, чем Арда, а поместили Арду меж звёздами под [охраной?] Солнца Манвэ и Варда, ещё до нападения Мелькора
Итак, если попробовать составить список канонических произведений — то что в него войдёт?

«Хоббит» и «Властелин Колец» однозначно будут там, но далее начинается путаница, поскольку «Сильмариллион» входит в противоречие с «Историей Средиземья», а сама HoME охватывает изменявшиеся со временем взгляды Профессора на Легендариум.

Что же нам делать при таком раскладе?
 
Последнее редактирование:

Elvenstar

Князь Дол-Амрота
Хех, я сам подумывал создать такую тему тут))), на Толкин.су и даже Хеннет-Аннун уже это во всю обсуждают))). Поздние тексты самого Профессора гласят, что Арда - Солнечная система, и Имбар - Земля, всегда были такими, какие есть и поныне, и что Валар с Майар лишь нашли это место в прстранстве, уже подготовленное, но по одной из версий, их ждал сюрприз в виде Мелькора, что их опередил).
 

thaere

Чужеземец
На Толкин.су этот спор превращается в идеологический и местами личный, увы.

А проблема-то старая. Априорная даже.

В некоторых вещах нас рассудит сам Толкин: в Письмах он говорит, что "никогда и не мог бы представить по-настоящему плоского мира". Применяем "Зелёное Солнце" — ответ готов.
В каких-то деталях даже Сильм-77 противоречит ВК, но настоящий "конфликт версий" виден начиная с "Неоконченных Преданий" (1980).

Так или иначе, основания для "исторического подхода" (с аккуратностью) мы видим в анахронизмах рассказчика в "Хоббите" (ну не было поездов в Арде в Третью Эпоху! И в Четвёртой не видели) и, собственно, в "историческом контексте" предисловия ВК. Хронист Финдегил, книга Пипина, вот это всё.

А вот "авторство Сильма" — вопрос, который не решил и сам Толкин. То ли Румиль, то ли Элендиль, то ли Бильбо...
 
UPD. Исторический контекст, кроме пролога к ВК, ещё описан в предисловии к "Приключениям Тома Бомбадила". Хотя многие не понимают, какое этот сборник имеет отношение к Средиземью, это довольно важное связующее звено.
 

H.K

Команда форума
А можно спросить чуть подробнее об этих деталях?
Цитата из «Неоконченных преданий» (Перевод: А. Хромова, К. Кинн, Д. Бромберг):
«В истории Средиземья нет части, более полной проблем, чем история Галадриэли и Келеборна. И нужно признать, что существуют сильные противоречия, "включенные в традицию", или, с другой точки зрения, что роль и значение Галадриэли выявлялись очень медленно, и что ее история подвергалась непрерывным переделкам.
Так, бесспорно, исходная концепция была такова: Галадриэль пришла на восток через горы из Белерианда одна, незадолго до конца Первой Эпохи, и встретила Келеборна в его собственной земле Лориэн. Это видно из неопубликованных отрывков, и та же идея заложена в словах Галадриэли к Фродо в "Братстве Кольца" (II 7), где она говорит о Келеборне, что "он жил на Западе со дней начальных, и я прожила с ним бессчетные годы; ибо до падения Нарготронда и Гондолина я перешла горы, и вместе мы долгие века сопротивлялись распаду в мире". В любом случае, Келеборн был по этой версии из эльфов-нандор (это те из тэлери, которые отказались переходить Мглистые Горы в Великом Походе от Куйвиэнэн).
С другой стороны, в Приложении B к "Властелину Колец" появляется более поздняя версия истории, потому что там утверждается, что в начале Второй Эпохи "в Линдоне, к югу от залива Ллун, жил некоторое время Келеборн, родич Тингола. Его женой была Галадриэль, величайшая из эльфийских женщин". А в примечаниях к "Дорога вдаль и вдаль идет" сказано, что Галадриэль "пересекла горы Эредлуин со своим супругом Келеборном (одним из синдар) и пришла в Эрэгион."
В "Сильмариллионе" отмечается встреча Галадриэли и Келеборна в Дориате, и его родство с Тинголом, и то, что они были среди эльдар, оставшихся в Средиземье после окончания Первой Эпохи (стр. 254).
Причины и мотивы того, что Галадриэль осталась в Средиземье, различны…»

Другой пример противоречия: во «Властелине колец» Гильдор говорит Фродо, что он из Дома Финрода. Когда Толкин писал это, как написано в Энциклопедии Эвендима, под именем «Финрод» подразумевался персонаж, позднее получивший имя «Финарфин», однако соответствующее исправление во «Властелине колец» не было произведено. Согласно «Сильмариллиону», Финрод оставил свою возлюбленную в Амане и потомства, в отличие от Финарфина, у него не было.

И даже после исправлений, внесенных в «Хоббита» после публикации «Властелина колец», не все противоречия между этими двумя книгами были устранены: несколько осталось.
 
Последнее редактирование:

Ælfwīs

Loremaster
Команда форума
Есть явление под названием «каноническая сила» — аналог юридической силы, только здесь иерархия выстраивается не из нормативно-правовых актов, а из канонических источников. Так как Легендариум Профессора является очень объёмной совокупностью произведений, то в некоторых местах разные источники дают разную информацию.
И тогда можно (можно ли?) выстроить иерархию из разных источников, позволяющую определить, какому из них следует отдавать предпочтение при противоречиях.
 
Последнее редактирование:

Ælfwīs

Loremaster
Команда форума
Иногда неоднозначности в Легендариуме бывают достаточно интересными.

Например, все знают историю Финрода Фелагунда. Да вот только в первоначальных версиях этой истории (частично вошедших в «Историю Средиземья») роль Финрода исполнял Кэлегорм — он же был лордом крепости Минас Тирит (никакого Нарготронда тогда ещё и в помине не было — разве что упоминались некие укреплённые чертоги на реке Нарог; но, естественно, они были просто оружейнями в укреплённых пещерах, но ни о каком Королевстве, самом обширном из всех владений нолдор в Средиземье и речи ещё не шло!), а вместе с ним упоминался Ородрет (тогда ещё не родич Финвэ — видимо, тогда он предполагался обычным эльфом из свиты Кэлегорма). И это Кэлегорма спас Барахир в Топях Сереха — и Кэлегорм дал ему клятву прийти на помощь в час нужды. И к Кэлегорму в Минас Тирит (а в чуть более поздних версиях — уже и в Нарготронд) пришёл Берен. Да вот только здесь входили в конфликт две клятвы — клятва вернуть Сильмариль и клятва помощи Барахиру и его потомкам.
И чтобы выйти из противоречия, Профессор решился ввести нового персонажа — Финрода (к слову сказать, вероятно, свой нехарактерный для нолдор золотой цвет волос Финрод «унаследовал» именно от Кэлегорма), который и стал владыкой Минас Тирит и Нарготронда (впрочем, Королевством тот стал в более поздних версиях Легендариума, здесь же он был укреплённым чертогом, куда после Нирнаэт Арноэдиат ушли эльдар).
 

Сверху