1. Вступление
Цель данной статьи — дать каждому игроку возможность значительно повысить уровень игры. Поскольку я сам следуя данным советам (придуманным не мною) достаточно быстро достиг хорошего уровня игры (good), то этот материал вполне способен подтянуть любого игрока до того же уровня.
Нужно понимать: что посеешь, то и пожнешь. Чем упорнее вы будете тренироваться и чем больше усилий будете прикладывать, чтобы следовать изложенным здесь советам, тем быстрее увидите результат своих трудов.
2. Цели и как их достигать
Нельзя куда-либо прийти, если вы не знаете, куда именно идете. Точно так же, нельзя попасть в нужное место, если вы не знаете, как туда добраться. Чтобы достичь цели, нужно для начала иметь цель. Так что спросите себя сейчас: каковы мои цели в Lotr Bfme? Будьте реалистом, но и будьте решительны. Моя цель — улучшить игру 1на1 насколько это возможно.
Чтобы цель была достижимой, должен быть какой-то способ ее измерить. Свою цель «улучшить игру» я могу измерить, оценив статистику побед/поражений на турнирах, клановых войнах и обычных играх. Критически важно, чтобы цель была измерима хоть как-нибудь. Это позволит вам предпринимать вполне конкретные шаги к ее осуществлению, что, собственно, и является единственным реальным способом достижения целей.
Еще раз взглянем на первое предложение: «Нельзя куда-либо прийти, если вы не знаете, куда именно идете». Это значит, что цель должна быть ясной и иметь четкую количественную характеристику. Нельзя задавать цель так: «Я просто хочу играть лучше». Представьте, что профессиональный футболист поставить себе конечной целью «лучше играть». Если все мысли этого игрока будут сосредоточены на том, чтобы улучшить свои навыки, то он так и будет мчаться неизвестно куда, не имея направления, и в конце концов сдастся от бессилия. А теперь представьте, что его цель — научиться делать точные передачи или выигрывать «на втором этаже». Раз цель ясна (как противоположность размытой), легко представить набор четких и достижимых шагов к ее осуществлению.
Как только вы определили для себя цель, можете продолжить чтение, в противном случае задержитесь на этой секции. Если вы совсем застряли, то вот несколько вариантов, которые могут помочь:
1. Я хочу достигнуть уровня good-pro, и чтобы честно мог открывать комнаты с таким названием.
2. Я хочу выиграть какого нибудь известного и сильного игрока (Stiwie, Xehanort, Scop и т.д.)
3. Я хочу выиграть ближайший турнир на GameReplays, либо среди СНГ-коммюнити.
4. Я хочу попасть в топ 10 игроков рейтинга QM (http://ladder.t3aonline.net/bfme1/1/)
Теперь, когда у вас есть цель (ведь есть?.. не читайте дальше, если нет!), продолжим. Мне было нужно дать вам понять, что определение цели — критически важный момент. Теперь надо убедиться, что данный документ в силах помочь вам в достижении поставленной цели. Он называется «Как улучшить эффективность игры 1 на 1 в Битву за Средиземье», однако это название не вполне точно, так как существует не так уж много типов игроков. Другими словами, этот документ поможет вам улучшить навыки, но это не значит, что вы в кратчайшие сроки начнете одерживать победу за победой.
С этого момента перестаньте концентрироваться на победах. Я могу сыграть десяток игр с другом и убедительно слить каждую. Дело в том, что победа и поражение как таковые не суть синонимы успеха и неудачи. Чтобы побеждать, необязательно читать все это. Если побеждать — ваша установка, то эта установка — плохая. Читать данный документ следует с желанием учиться и расти. Рост — зачастую болезненная штука. Чтобы стать другим, нужно вырваться из нынешних границ, затем привыкнуть к новому неудобному состоянию, тогда как пройденный путь очертит для вас новые границы — и так далее. Я знаю, что каждый раз, играя с другом, я могу научиться чему-то, чего не знал раньше, и поэтому поражение меня не волнует. Побеждать как можно больше никогда не было моей целью. Цели влияют как на ваши действия, так и на вашу реакцию на действия других, поэтому, если вы хотите извлечь из данного документа хоть какую-то пользу, нужно иметь правильные цели и установки.
3. О разных способах обучения
Не секрет, что все учатся по-разному. Однако большинство людей вообще не знает, как учиться. Еще хуже, если человек не знает, как учиться учиться. Я считаю, что есть один основной метод обучения игре, лишь с мелкими различиями для разных людей.
Мне встречалось огромное количество людей с каким-то нарушением обучаемости: они просто не понимали, как надо учиться. Верно следующее: если вы научились чему-то сами, то почти наверняка это вдесятеро лучше, чем если бы вас научил кто-то другой. Ведь правда? Я убеждался в этом много-много раз за свою жизнь, и теперь меня многие считают мастером на все руки: людям кажется, что я талантлив во всем. Все потому, что я очень рано уяснил, как надо правильно уяснять. Не надо думать, что все топовые игроки обладают «природным талантом», — считайте, что они просто знают, как постоянно совершенствоваться в BfME. Такое объяснение куда более логично.
Задумайтесь: если вас всю жизнь кормили знаниями с ложечки, словно в школе, как далеко, по-вашему, вы сможете уйти в игре, когда рассчитываете только на то, что вас кто-нибудь научит? Представьте, каким слабым игроком вы будете, если и вправду будете учиться вдесятеро хуже тех, кто учится самостоятельно.
Однако стоит упомянуть и о противоположном случае: что вам толку с этого руководства, если вы не в состоянии освоить его сами? Что ж, я предпочитаю считать, что руководство — это инструмент. Этот инструмент облегчит вам процесс обучения самостоятельному обучению. Помните, в самом начале я сказал, что мы не будем говорить о современных стратегиях и методах? Я не собираюсь учить вас лучше играть, но я попытаюсь научить вас учиться, указав верную дорогу в этом путешествии.
4. Вы нифига не умеете или о скромности
Вы нифига не умеете. Для того, чтобы расти, нужно держать эту мысль в голове. В любой высоко конкурентной среде или индустрии разница в навыке между отдельными участниками выражается нелинейно: вышестоящие экспоненциально лучше всех остальных. Это, повторюсь, верно для любой высоко конкурентной области. Проще говоря, очень вероятно, что произвольно взятый человек вообще ничего не умеет, то есть чем больше людей, тем с большей вероятностью среди них возникнет несколько умелых. Как только вы осознаете, в каком глубоком дне находитесь, вы сможете увидеть разницу между вашей игрой и игрой геймеров вроде Stiwie или Xehanort. А когда вы увидите разницу, вы начнете искать пути уменьшения разрыва.
Можно считать так: топовые 10% игроков в BfME вдесятеро лучше топовых 50%; топовый 1% игроков вдесятеро лучше топовых 10%; игроки из топ-0.01% в тысячу раз лучше топового 1%. Если вы впервые слышите такое, это может звучать странно, но факт — упрямая вещь.
Бывает трудновато осознать, насколько же вы плохи. Некоторые смотрят повторы и видео профессиональных игроков, затем пытаются скопировать все их действия и вот тогда понимают, какой навык микро и макро тут требуется. У других просто от природы есть какое-то смутное уважение к профессионалам. И поэтому они не стесняются брать уроки, задавать вопросы, и не боятся играть с теми кто сильнее.
Итак, мораль: будьте скромны и откройте свой разум. Если вы не можете этого сделать, то незачем сейчас читать это, ваше заслуженное место — сидеть в комнатах нуб-мед, продолжайте там сидеть.
5. Позитивный настрой
Важно иметь позитивный настрой. Предыдущий раздел имел целью не окунуть вас в грязь, но лишь научить скромности. Не имея позитивного настроя, вы не будете замечать свои ошибки, будете приходить к неверным выводам и вообще значительно обесцените свой опыт соревновательной игры в BfME.
Что же такое позитивный настрой? На мой взгляд, позитивный настрой — это тот, который оптимистичнее всего на свете. Верьте, что если вы эффективно тренируетесь, то вырастите. Что если играете лучше оппонента, то победите. Нет причин для гнева и незачем впадать в депрессию. В конце концов, это всего лишь игра, и в ваших силах стать в ней настолько сильным, насколько это возможно.
Большинство игроков, что я знал, убила злость. Злость приходит от проигранных матчей, если они считали, что играли лучше оппонента или что оппонент не заслужил победу. Важно понимать, что если оппонент не читерил и при этом выиграл, то он в чем-то сильнее вас! И это хорошо! Если бы BfME позволяла побеждать тем, кто играет хуже, то игра была бы несбалансированной, а она таковой не является. Это значит, что, в любом случае, если вы проиграли, вы можете извлечь из этого урок. Я нахожу, что этот факт очень успокаивает и помогает справиться с поражениями на пути.
6. Простые термины
Вот несколько определений, которые каждый читатель должен знать, чтобы правильно понимать идеи данного руководства. Они могут быть не совсем точны с общепринятой точки зрения, поскольку даны автором:
1. Микро — приказы, которые вы даете отдельным единицам или группам во время игры. Сюда входят приказы на передвижение, атаку, удержание позиции, а также применение специальных способностей.
2. Макро — постройка, производство или постановка в очередь правильных вещей в правильное время и в правильном месте. Сюда входит также билд-ордер.
3. Механика — способность игрока получать ожидаемую от игры реакцию на свои действия посредством игрового интерфейса. Иными словами знания о том какие юниты хороши против каких, знания о видах урона, эффектаз лидерства, способностей их радиуса действия и т.д. Иными словами знание механики - знание о том как закончится бой.
4. MapControl - контроль карты - захват поселений, аванпостов, крипов.
В общем, для того, чтобы хорошо использовать микро юнитами/зданиями/способностями, нужно иметь хорошее макро. Чтобы выполнять микро или макро, нужна механика, иначе вы не сможете сказать игре, чего хотите от нее. Наверное, вам интересно, с чего начать, и я скажу вам: это точно не механика. Большинство игроков уже владеют базовыми механическими навыками, чтобы играть на базовом уровне, так что я советую сфокусироваться на макро и контроле карты. Как только ваше макро достигнет приемлемого уровня, можно переключаться на механику. Дело в том, что нет смысла работать над механикой, если вы не знаете, что вообще надо делать с игрой. Ну и наконец, в последнюю очередь, переходите на тонкости микро.
7. Улучшаем макро
В первую очередь, надо объяснить, почему необходимо выбрать для себя конкретную расу и играть только ей. Мы ведь хотим учиться эффективно, и если вы хотите играть всеми 4 армиями (Гондор, Мордор, Рохан, Изенгард), или, быть может, двумя, то вам не достигнуть необходимого уровня эффективности, чтобы стать конкурентоспособным игроком. Даже если вы хотите профессионально играть случайной расой, я все равно настаиваю, чтобы начинали вы с одной конкретной. Никаких «если», никаких «и», никаких «но».
Макро, на настоящий момент, — самый неотъемлемый компонент игры в BfME. По правде говоря, самый важный компонент хорошей игры, — это механика, но раз уж вы сейчас это читаете, то, вероятно, вполне способны двигать мышкой и печатать, так что владеете механикой в достаточной мере, чтобы освоить базовое макро и базовое же микро. А раз так, я советую сначала работать над макро. К счастью, улучшение макро — наиболее простой процесс из трех. Макро определяется как «постройка, производство или постановка в очередь правильных вещей в правильное время и в правильном месте», поэтому для выполнения задачи нам нужно следующее:
1. Общий план на игру
2. Точность действий и хорошее знание этого плана, чтобы правильно его исполнить
3. Опыт адаптации и принятия компромиссных решений, чтобы правильно исполнить план под давлением оппонента
Первый пункт — это то, что мы называем словом «билд». Билд включает в себя открытие, среднюю стадию игры и, возможно, наброски плана на позднюю стадию. Простейший вариант билда — набор цифр, указывающих, когда ставить конкретное здание, плюс четкая задача на середину игры и вытекающий из этого план на концовку. Если игрок слишком мало знает о BfME, он не сможет освоить сразу все популярные билды, поэтому мой вам совет, читатель: если ходите быстрее улучшить игру, осваивайте билды по одному.
Причина, почему я советую ученикам осваивать билды по одному, проста: мы хотим не только и не столько выучить билд, сколько научиться макро. Если вы будете переусложнять первый шаг (общий план на игру), на другие два просто не останется времени. Напротив, если первый шаг будет прост и вы составите один-единственный план, будет гораздо проще эффективно играть макро. Как только вы освоите макро на должном уровне, вы сможете применять полученные знания к любому билду, так что все последующие билды станут гораздо легче для освоения и применения в игре.
8. Как выбрать билд
Наиболее полезные для обучения билды — это те, в которых выше вероятность возникновения поучительных ситуаций. К ним, как я твердо уверен, относятся билды, хорошо задокументированные на форумах вроде Gamereplays.org и часто используемые топовыми игроками.
https://www.gamereplays.org/battleformiddleearth/portals.php?show=strategies
Или в переводе на этом форуме: http://forum.evendim.ru//categories/Академия-the-battle-for-middle-earth.411/
Выберите определенный матчап, в котором вы хотите улучшить игру, допустим это Гондор-Рохан, и берите билд для этого матчапа.
9. Как отточить билд
Оттачивать билд, нужно иметь под рукой какой-то контрольный образец, чтобы сравнивать свою игру с тем, что «должно» происходить. Лучше всего найти реплей профессионального игрока, использующего этот билд. После этого исполните билд в тренировочной игре (без давления) и посмотрите реплей. Как только у вас будут оба реплея (вместо реплея про-игрока прекрасно подойдет и видео), вы сможете легко проверять, правильно ли действуете. Делать это довольно просто: выберите случайный момент в игре и посмотрите, сколько у вас ресурсов, очков силы, армий, поселений. Теперь посмотрите, сколько в этот же момент у про-игрока. Я вам гарантирую, что у него будет больше, чем у вас. Это означает, что у вас есть огромнейший простор для улучшения макро. Если есть различие между количеством лимитов, внимательно посмотрите оба реплея и отмечайте те важные действия про-игрока, которые отличаются от ваших важных действий. Под важными действиями подразумеваются, например, постройка здания или производство юнитов.
Вот наиболее частые ошибки, которые игроки допускают в макро: длинные паузы между заказами юнитов, постройка здания не вовремя.
Другая типичная ошибка — паузы в производстве боевых юнитов. Почти каждый билд обозначает четкий порядок производства, и если вы не можете этого выполнить, значит вы чего-то не построили или построили не вовремя!
Еще одна ошибка — слишком медленный расход имеющихся денег (кэшлот). С новичками такое происходит сплошь и рядом, когда они начинают производить достаточно ресурсов, но не привыкли тратить большой доход. Если вы не можете быстро тратить деньги, значит, у вас слишком вы не обеспечили заранее достаточно мощное производство!
Когда у вас будет два реплея и вы найдете у себя парочку крупных ошибок, сыграйте еще раз и сохраните реплей. Повторяйте до тех пор, пока не выучите свой билд наизусть и не сможете исполнять его как следует (т.е. иметь лимит, апгрейды и разработки, близкие к тем, что есть у профессионального игрока).
Есть отличное упражнение, которое стоит пройти. Загрузите реплей профессионального игрока, исполняющего выбранный вами билд. Убедитесь, что вы никогда прежде не смотрели этот реплей. Как только игра начнет набирать обороты - каждые 30 секунд задвайтесь вопросом: Если бы вы были в этой ситуации, что бы вы сделали? Попытайтесь найти наилучшие варианты на ближайшие 20-30 секунд, посмотрите и снова включите паузу. Сравните свои варианты с тем, что сделал профессионал. Важно делать это, чтобы быстро и эффективно выявлять плохие решения, которые вы почти наверняка приняли бы. Чтобы подражать профссиональным игрокам, недостаточно просто ставить здания в тех же местах, что и они, — нужно пытаться понимать их решения, стратегии и реакции. Если вы сможете это делать, то избавите себя от уймы излишней практики и суеты, таким образом быстро и эффективно улучшая свою игру: ведь вы будете узнавать то, что уже до вас понял гораздо более сильный игрок.
Цель данной статьи — дать каждому игроку возможность значительно повысить уровень игры. Поскольку я сам следуя данным советам (придуманным не мною) достаточно быстро достиг хорошего уровня игры (good), то этот материал вполне способен подтянуть любого игрока до того же уровня.
Нужно понимать: что посеешь, то и пожнешь. Чем упорнее вы будете тренироваться и чем больше усилий будете прикладывать, чтобы следовать изложенным здесь советам, тем быстрее увидите результат своих трудов.
2. Цели и как их достигать
Нельзя куда-либо прийти, если вы не знаете, куда именно идете. Точно так же, нельзя попасть в нужное место, если вы не знаете, как туда добраться. Чтобы достичь цели, нужно для начала иметь цель. Так что спросите себя сейчас: каковы мои цели в Lotr Bfme? Будьте реалистом, но и будьте решительны. Моя цель — улучшить игру 1на1 насколько это возможно.
Чтобы цель была достижимой, должен быть какой-то способ ее измерить. Свою цель «улучшить игру» я могу измерить, оценив статистику побед/поражений на турнирах, клановых войнах и обычных играх. Критически важно, чтобы цель была измерима хоть как-нибудь. Это позволит вам предпринимать вполне конкретные шаги к ее осуществлению, что, собственно, и является единственным реальным способом достижения целей.
Еще раз взглянем на первое предложение: «Нельзя куда-либо прийти, если вы не знаете, куда именно идете». Это значит, что цель должна быть ясной и иметь четкую количественную характеристику. Нельзя задавать цель так: «Я просто хочу играть лучше». Представьте, что профессиональный футболист поставить себе конечной целью «лучше играть». Если все мысли этого игрока будут сосредоточены на том, чтобы улучшить свои навыки, то он так и будет мчаться неизвестно куда, не имея направления, и в конце концов сдастся от бессилия. А теперь представьте, что его цель — научиться делать точные передачи или выигрывать «на втором этаже». Раз цель ясна (как противоположность размытой), легко представить набор четких и достижимых шагов к ее осуществлению.
Как только вы определили для себя цель, можете продолжить чтение, в противном случае задержитесь на этой секции. Если вы совсем застряли, то вот несколько вариантов, которые могут помочь:
1. Я хочу достигнуть уровня good-pro, и чтобы честно мог открывать комнаты с таким названием.
2. Я хочу выиграть какого нибудь известного и сильного игрока (Stiwie, Xehanort, Scop и т.д.)
3. Я хочу выиграть ближайший турнир на GameReplays, либо среди СНГ-коммюнити.
4. Я хочу попасть в топ 10 игроков рейтинга QM (http://ladder.t3aonline.net/bfme1/1/)
Теперь, когда у вас есть цель (ведь есть?.. не читайте дальше, если нет!), продолжим. Мне было нужно дать вам понять, что определение цели — критически важный момент. Теперь надо убедиться, что данный документ в силах помочь вам в достижении поставленной цели. Он называется «Как улучшить эффективность игры 1 на 1 в Битву за Средиземье», однако это название не вполне точно, так как существует не так уж много типов игроков. Другими словами, этот документ поможет вам улучшить навыки, но это не значит, что вы в кратчайшие сроки начнете одерживать победу за победой.
С этого момента перестаньте концентрироваться на победах. Я могу сыграть десяток игр с другом и убедительно слить каждую. Дело в том, что победа и поражение как таковые не суть синонимы успеха и неудачи. Чтобы побеждать, необязательно читать все это. Если побеждать — ваша установка, то эта установка — плохая. Читать данный документ следует с желанием учиться и расти. Рост — зачастую болезненная штука. Чтобы стать другим, нужно вырваться из нынешних границ, затем привыкнуть к новому неудобному состоянию, тогда как пройденный путь очертит для вас новые границы — и так далее. Я знаю, что каждый раз, играя с другом, я могу научиться чему-то, чего не знал раньше, и поэтому поражение меня не волнует. Побеждать как можно больше никогда не было моей целью. Цели влияют как на ваши действия, так и на вашу реакцию на действия других, поэтому, если вы хотите извлечь из данного документа хоть какую-то пользу, нужно иметь правильные цели и установки.
3. О разных способах обучения
Не секрет, что все учатся по-разному. Однако большинство людей вообще не знает, как учиться. Еще хуже, если человек не знает, как учиться учиться. Я считаю, что есть один основной метод обучения игре, лишь с мелкими различиями для разных людей.
Мне встречалось огромное количество людей с каким-то нарушением обучаемости: они просто не понимали, как надо учиться. Верно следующее: если вы научились чему-то сами, то почти наверняка это вдесятеро лучше, чем если бы вас научил кто-то другой. Ведь правда? Я убеждался в этом много-много раз за свою жизнь, и теперь меня многие считают мастером на все руки: людям кажется, что я талантлив во всем. Все потому, что я очень рано уяснил, как надо правильно уяснять. Не надо думать, что все топовые игроки обладают «природным талантом», — считайте, что они просто знают, как постоянно совершенствоваться в BfME. Такое объяснение куда более логично.
Задумайтесь: если вас всю жизнь кормили знаниями с ложечки, словно в школе, как далеко, по-вашему, вы сможете уйти в игре, когда рассчитываете только на то, что вас кто-нибудь научит? Представьте, каким слабым игроком вы будете, если и вправду будете учиться вдесятеро хуже тех, кто учится самостоятельно.
Однако стоит упомянуть и о противоположном случае: что вам толку с этого руководства, если вы не в состоянии освоить его сами? Что ж, я предпочитаю считать, что руководство — это инструмент. Этот инструмент облегчит вам процесс обучения самостоятельному обучению. Помните, в самом начале я сказал, что мы не будем говорить о современных стратегиях и методах? Я не собираюсь учить вас лучше играть, но я попытаюсь научить вас учиться, указав верную дорогу в этом путешествии.
4. Вы нифига не умеете или о скромности
Вы нифига не умеете. Для того, чтобы расти, нужно держать эту мысль в голове. В любой высоко конкурентной среде или индустрии разница в навыке между отдельными участниками выражается нелинейно: вышестоящие экспоненциально лучше всех остальных. Это, повторюсь, верно для любой высоко конкурентной области. Проще говоря, очень вероятно, что произвольно взятый человек вообще ничего не умеет, то есть чем больше людей, тем с большей вероятностью среди них возникнет несколько умелых. Как только вы осознаете, в каком глубоком дне находитесь, вы сможете увидеть разницу между вашей игрой и игрой геймеров вроде Stiwie или Xehanort. А когда вы увидите разницу, вы начнете искать пути уменьшения разрыва.
Можно считать так: топовые 10% игроков в BfME вдесятеро лучше топовых 50%; топовый 1% игроков вдесятеро лучше топовых 10%; игроки из топ-0.01% в тысячу раз лучше топового 1%. Если вы впервые слышите такое, это может звучать странно, но факт — упрямая вещь.
Бывает трудновато осознать, насколько же вы плохи. Некоторые смотрят повторы и видео профессиональных игроков, затем пытаются скопировать все их действия и вот тогда понимают, какой навык микро и макро тут требуется. У других просто от природы есть какое-то смутное уважение к профессионалам. И поэтому они не стесняются брать уроки, задавать вопросы, и не боятся играть с теми кто сильнее.
Итак, мораль: будьте скромны и откройте свой разум. Если вы не можете этого сделать, то незачем сейчас читать это, ваше заслуженное место — сидеть в комнатах нуб-мед, продолжайте там сидеть.
5. Позитивный настрой
Важно иметь позитивный настрой. Предыдущий раздел имел целью не окунуть вас в грязь, но лишь научить скромности. Не имея позитивного настроя, вы не будете замечать свои ошибки, будете приходить к неверным выводам и вообще значительно обесцените свой опыт соревновательной игры в BfME.
Что же такое позитивный настрой? На мой взгляд, позитивный настрой — это тот, который оптимистичнее всего на свете. Верьте, что если вы эффективно тренируетесь, то вырастите. Что если играете лучше оппонента, то победите. Нет причин для гнева и незачем впадать в депрессию. В конце концов, это всего лишь игра, и в ваших силах стать в ней настолько сильным, насколько это возможно.
Большинство игроков, что я знал, убила злость. Злость приходит от проигранных матчей, если они считали, что играли лучше оппонента или что оппонент не заслужил победу. Важно понимать, что если оппонент не читерил и при этом выиграл, то он в чем-то сильнее вас! И это хорошо! Если бы BfME позволяла побеждать тем, кто играет хуже, то игра была бы несбалансированной, а она таковой не является. Это значит, что, в любом случае, если вы проиграли, вы можете извлечь из этого урок. Я нахожу, что этот факт очень успокаивает и помогает справиться с поражениями на пути.
6. Простые термины
Вот несколько определений, которые каждый читатель должен знать, чтобы правильно понимать идеи данного руководства. Они могут быть не совсем точны с общепринятой точки зрения, поскольку даны автором:
1. Микро — приказы, которые вы даете отдельным единицам или группам во время игры. Сюда входят приказы на передвижение, атаку, удержание позиции, а также применение специальных способностей.
2. Макро — постройка, производство или постановка в очередь правильных вещей в правильное время и в правильном месте. Сюда входит также билд-ордер.
3. Механика — способность игрока получать ожидаемую от игры реакцию на свои действия посредством игрового интерфейса. Иными словами знания о том какие юниты хороши против каких, знания о видах урона, эффектаз лидерства, способностей их радиуса действия и т.д. Иными словами знание механики - знание о том как закончится бой.
4. MapControl - контроль карты - захват поселений, аванпостов, крипов.
В общем, для того, чтобы хорошо использовать микро юнитами/зданиями/способностями, нужно иметь хорошее макро. Чтобы выполнять микро или макро, нужна механика, иначе вы не сможете сказать игре, чего хотите от нее. Наверное, вам интересно, с чего начать, и я скажу вам: это точно не механика. Большинство игроков уже владеют базовыми механическими навыками, чтобы играть на базовом уровне, так что я советую сфокусироваться на макро и контроле карты. Как только ваше макро достигнет приемлемого уровня, можно переключаться на механику. Дело в том, что нет смысла работать над механикой, если вы не знаете, что вообще надо делать с игрой. Ну и наконец, в последнюю очередь, переходите на тонкости микро.
7. Улучшаем макро
В первую очередь, надо объяснить, почему необходимо выбрать для себя конкретную расу и играть только ей. Мы ведь хотим учиться эффективно, и если вы хотите играть всеми 4 армиями (Гондор, Мордор, Рохан, Изенгард), или, быть может, двумя, то вам не достигнуть необходимого уровня эффективности, чтобы стать конкурентоспособным игроком. Даже если вы хотите профессионально играть случайной расой, я все равно настаиваю, чтобы начинали вы с одной конкретной. Никаких «если», никаких «и», никаких «но».
Макро, на настоящий момент, — самый неотъемлемый компонент игры в BfME. По правде говоря, самый важный компонент хорошей игры, — это механика, но раз уж вы сейчас это читаете, то, вероятно, вполне способны двигать мышкой и печатать, так что владеете механикой в достаточной мере, чтобы освоить базовое макро и базовое же микро. А раз так, я советую сначала работать над макро. К счастью, улучшение макро — наиболее простой процесс из трех. Макро определяется как «постройка, производство или постановка в очередь правильных вещей в правильное время и в правильном месте», поэтому для выполнения задачи нам нужно следующее:
1. Общий план на игру
2. Точность действий и хорошее знание этого плана, чтобы правильно его исполнить
3. Опыт адаптации и принятия компромиссных решений, чтобы правильно исполнить план под давлением оппонента
Первый пункт — это то, что мы называем словом «билд». Билд включает в себя открытие, среднюю стадию игры и, возможно, наброски плана на позднюю стадию. Простейший вариант билда — набор цифр, указывающих, когда ставить конкретное здание, плюс четкая задача на середину игры и вытекающий из этого план на концовку. Если игрок слишком мало знает о BfME, он не сможет освоить сразу все популярные билды, поэтому мой вам совет, читатель: если ходите быстрее улучшить игру, осваивайте билды по одному.
Причина, почему я советую ученикам осваивать билды по одному, проста: мы хотим не только и не столько выучить билд, сколько научиться макро. Если вы будете переусложнять первый шаг (общий план на игру), на другие два просто не останется времени. Напротив, если первый шаг будет прост и вы составите один-единственный план, будет гораздо проще эффективно играть макро. Как только вы освоите макро на должном уровне, вы сможете применять полученные знания к любому билду, так что все последующие билды станут гораздо легче для освоения и применения в игре.
8. Как выбрать билд
Наиболее полезные для обучения билды — это те, в которых выше вероятность возникновения поучительных ситуаций. К ним, как я твердо уверен, относятся билды, хорошо задокументированные на форумах вроде Gamereplays.org и часто используемые топовыми игроками.
https://www.gamereplays.org/battleformiddleearth/portals.php?show=strategies
Или в переводе на этом форуме: http://forum.evendim.ru//categories/Академия-the-battle-for-middle-earth.411/
Выберите определенный матчап, в котором вы хотите улучшить игру, допустим это Гондор-Рохан, и берите билд для этого матчапа.
9. Как отточить билд
Оттачивать билд, нужно иметь под рукой какой-то контрольный образец, чтобы сравнивать свою игру с тем, что «должно» происходить. Лучше всего найти реплей профессионального игрока, использующего этот билд. После этого исполните билд в тренировочной игре (без давления) и посмотрите реплей. Как только у вас будут оба реплея (вместо реплея про-игрока прекрасно подойдет и видео), вы сможете легко проверять, правильно ли действуете. Делать это довольно просто: выберите случайный момент в игре и посмотрите, сколько у вас ресурсов, очков силы, армий, поселений. Теперь посмотрите, сколько в этот же момент у про-игрока. Я вам гарантирую, что у него будет больше, чем у вас. Это означает, что у вас есть огромнейший простор для улучшения макро. Если есть различие между количеством лимитов, внимательно посмотрите оба реплея и отмечайте те важные действия про-игрока, которые отличаются от ваших важных действий. Под важными действиями подразумеваются, например, постройка здания или производство юнитов.
Вот наиболее частые ошибки, которые игроки допускают в макро: длинные паузы между заказами юнитов, постройка здания не вовремя.
Другая типичная ошибка — паузы в производстве боевых юнитов. Почти каждый билд обозначает четкий порядок производства, и если вы не можете этого выполнить, значит вы чего-то не построили или построили не вовремя!
Еще одна ошибка — слишком медленный расход имеющихся денег (кэшлот). С новичками такое происходит сплошь и рядом, когда они начинают производить достаточно ресурсов, но не привыкли тратить большой доход. Если вы не можете быстро тратить деньги, значит, у вас слишком вы не обеспечили заранее достаточно мощное производство!
Когда у вас будет два реплея и вы найдете у себя парочку крупных ошибок, сыграйте еще раз и сохраните реплей. Повторяйте до тех пор, пока не выучите свой билд наизусть и не сможете исполнять его как следует (т.е. иметь лимит, апгрейды и разработки, близкие к тем, что есть у профессионального игрока).
Есть отличное упражнение, которое стоит пройти. Загрузите реплей профессионального игрока, исполняющего выбранный вами билд. Убедитесь, что вы никогда прежде не смотрели этот реплей. Как только игра начнет набирать обороты - каждые 30 секунд задвайтесь вопросом: Если бы вы были в этой ситуации, что бы вы сделали? Попытайтесь найти наилучшие варианты на ближайшие 20-30 секунд, посмотрите и снова включите паузу. Сравните свои варианты с тем, что сделал профессионал. Важно делать это, чтобы быстро и эффективно выявлять плохие решения, которые вы почти наверняка приняли бы. Чтобы подражать профссиональным игрокам, недостаточно просто ставить здания в тех же местах, что и они, — нужно пытаться понимать их решения, стратегии и реакции. Если вы сможете это делать, то избавите себя от уймы излишней практики и суеты, таким образом быстро и эффективно улучшая свою игру: ведь вы будете узнавать то, что уже до вас понял гораздо более сильный игрок.