Продолжаю рассказывать о своих любимых произведениях греческой мифологии. И на этот раз пришла очередь Hades.
Должен отметить, что не из тех, кого можно назвать любителями рогаликов. Это жанр на любителя, а уж такие игры, которые надо проходить неоднократно, чтобы раскрыть все-все сюжетные переплетения, я обычно вовсе избегаю. Но несмотря на это, Hades я смело могу назвать одной из лучших видеоигр, которых я знаю.
О чём она? О юном боге подземного мира по имени Загрей. Он - сын самого Аида, владыки умерших, но это не даёт протагонисту каких-то привилегий. На самом деле, отец его терпеть не может (и эти чувства полностью взаимны), да и с другими хтоническими божествами отношения очень сложные. А ещё Загрей желает выбраться на поверхность и разыскать свою мать, о которой он ничего не знает, а окружающим запрещено ему что-то рассказывать.
Всё бы ничего, да только Аида не устраивает, что какой-то щенок раз за разом пытается нарушить законы, что древнее богов, и вставляет Загрею палки в колёса. Каждый побег превращается в полосу смертельных поединков и препятствий, а другие обитатели подземья либо служат боссами, либо тайком помогают непоседливому принцу. Особенно боги Олимпа, которые до того знать не знали, что у них где-то есть племянник/кузен, и теперь они очень хотят с ним познакомиться. Настолько, что готовы предоставить Загрею доступ к своим силам.
Всего в подземном мире три этажа - Тартар, Асфоделиевые поля и Элизиум. Предфинальным уровнем выступает обыкновенное подземелье, ведущее к поверхности, а после него - только арена с финальным боссом. Противники - это в основном разнообразная нежить. Реже - чудовища, а на предпоследней локации появляются живые и очень агрессивные сатиры-фанатики в компании чумных крыс. У каждого противника своя тактика - и мне на первых порах это доставляло кучу проблем. Приходилось буквально методом проб и ошибок изучать способности очередной твари и искать её слабые места.
В распоряжении главного героя несколько видов оружия - меч, щит, копье, лук со стрелами, когтистые перчатки и... нечто вроде ручной пушки (только тссс, смертные их ещё не изобрели). И у каждого вида есть несколько аспектов, меняющих характеристики и влияющих на геймплей. Например, открыв последнюю форму копья, у Загрея пропадёт половина здоровья - но зато он сможет восполнять ХП каждым убийством.
Конечно, чтобы открыть все эти формы, бегать и драться придётся очень много и часто. Но я не могу не признать, что это было довольно-таки интересно. Сейчас я не могу сказать, смог бы потратить часы ради открытия аспекта Рамы у лука, но при первом прохождении было реально интересно экспериментировать с возможностями оружия. О подарках и спутниках я даже не говорю - они тоже позволяют настраивать протагониста так, как захочется. Можно сделать неуязвимого, но медлительного мамонт-танка; можно породить очень быструю, но хрупкую стеклянную пушку; ну и соблюсти баланс ничего не мешает. А уж как забавно реагируют некоторые боссы, когда на помощь к ГГ временно являются другие персонажи...
Однако особая мякота - это конечно дары олимпийцев. Тут я прямо готов снять перед разработчиками шляпу - такого разнообразия в других играх я сходу не припомню. Благословения каждого бога направлены на определённые характеристики и позволяют менять стиль прохождения. Хочешь просто уничтожать супостата в ближнем бою? Бери Ареса или Посейдона. Предпочитаешь медленную, но неотвратимую гибель? Испей с Дионисом. Делаешь ставку на криты? Артемида к твоим услугам. А уж если выйдет добиться благословения двух божеств разом, то может выйти нечто страшное. У меня как-то получилось выбирать объединённый дар от Ареса и Посейдона. Результат? Почти все противники погибали раньше, чем успевали нанести серьёзный урон.
За что ещё надо отдать авторам должное - так это за то, что вся игра выглядит очень красиво и атмосферно. Музыкальное сопровождение это подчёркивает прекрасно - и саундтрек игры, если я не ошибаюсь, даже заработал отдельную награду. Да, о сходстве с мифами зачастую говорить не приходится - например, поля асфоделей затопило магмой, поэтому они выглядят как стандартный огненный ад. Но в этом случае, отступление не делает произведение хуже.
Хотя "неканон" тут не ограничивается уровнями, отнюдь. Тут очень много того, чего древние греки вряд ли даже представить могли. Как вам Астерий, бык Миноса, который после смерти подружился с Тесеем и переехал в Элизиум? Или уже сам факт того, что у Аида есть сын, и тот рвётся к царству живых? Но что характерно, это очень остроумно связали с настоящими легендами. Например, в доме Аида работает живая голова Горгоны - а в "Одиссее" царь Итаки, посещая загробье, опасается, что Персефона натравит на него голову Медузы. А уж как шикарно обыграли миф о Загрее-Дионисе - это просто надо видеть.
Ну и перейду к самому сладкому - персонажам. Про них мне говорить даже трудно - это тот случай, когда "глаза разбегаются". Загрей, который отчаянно воюет с родителем ради своего места в мироздании и правды. Аид, пытающийся подавить порывы потомка ради "общего блага". Жестокая, но на свой лад нежная фурия Мегера. Холодный и отстранённый, но при этом любящий Танат. Вечно сонный раздолбай Гипнос. Застенчивая трудоголичка Дуза. Прекрасная названная мать Нюкта. Чёрт, мне и любимых персонажей выделить трудно, потому что они все хороши в моих глазах.
И что мне особенно нравится - среди действующих лиц нет однозначного злодея. У Аида, как быстро выясняется, были очень веские причины запереть сына под замок, а то, что он вёл себя с ним, как свинья... Ну, это да, это уже его порок, что он однако и сам признаёт. Олимпийцы изначально воспринимают путешествие Загрея просто как способ развеять сплин, но чем дальше - тем сильнее они с ним сближаются, вплоть до того, что открыто признаются протагонисту в родственной любви. Тесей относится к протагонисту, как к плесени - но если убить его напарника Астерия, царь Афин впадёт в ярость и горе. Даже Сизиф, один из самых известных древнегреческих злодеев, здесь вырос над собой и стал достойным человеком - пусть его до сих пор подозревают во всяком нехорошем.
Отдельно отмечу, что вокруг игры был небольшой скандал, связанный с ЛГБТ-контентом и "повесточкой". Насколько это правдиво? Я бы сказал, что максимум - отчасти. Темнокожие герои в Hades есть (Афина, Арес, Зевс, Дионис) - но они не негроиды, а просто загорелые белые люди. Это же Эллада, у них там сами знаете какое солнце. А вот что касается ЛГБТ... Да, в игре есть возможность вступить в романтические отношения с Танатосом, а Ахилл и Патрокл - именно возлюбленные, а не друзья, как обычно принято считать. Но Hades - тот редкие случай, когда подобное смотрится вполне органично. По репликам персонажей видно, что авторы старались прописывать их характер, а не просто вставили (закадровый) гэгн-бэнг для привлечения аудитории.
Перед тем, как перейти к недостаткам, хочу отметить ещё два элемента, которые мне особенно понравились. Первый - юмор. У нас тут конечно серьёзная и драматическая история, но персонажи регулярно иронизируют и отпускают скарбёзности. Чего только стоят перебранки протагониста с Рассказчиком (который, возможно, является самим Гомером, как считают некоторые фанаты). К счастью, шутки в основном хорошие и ощущения балагана у меня не возникало. Второе - отсылки к другим мифологиям, представленные тайными обликами божественных орудий. Китайский генерал Гуань Юй, кельтский военачальник Артур, воплощение индийского бога Рама, скандинавский воин-конунг Беовульф, древний шумерский царь Гильгамеш и даже падший ангел Люцифер - все они упоминаются в игре. А когда речь заходит о последнем, то Аид даже осаживает Загрея - мол, попридержи язык мальчишка, ты понятия не имеешь, о ком говоришь и чьим орудием пользуешься.
Честно, даже жаль, что авторы ограничились просто упоминаниями. Мне всегда нравились такие "мифические кроссоверы". Но с дифирамбами закончили и теперь перейдём к недостаткам. Я считаю, что игра, во-первых, может показаться излишне затянутой. Например, чтобы решить проблему с матерью Загрея, финального босса нужно победить целых семь (или девять, я уже не помню) раз! А чтобы открыть истинную концовку, игроку тоже придётся побегать много часов. Это я даже не говорю о всяких достижениях - признаться, уже на них моего терпения не хватило и бросил прохождение вскоре после завершения сюжета.
Во-вторых, под конец сражения становятся рутиной. Когда изучены все аспекты орудий, артефакты и апгрейды, а также - способности и слабости врагов, то игровой процесс ничего нового не преподносит. Это попытались исправить функцией, позволяющей по собственному желанию увеличивать сложность побегов и добавлять новые способности боссам - но и это не сказать, чтобы в корне меняло ситуацию. Я достаточно быстро к этому привык.
Что касается третьего примера, то сейчас он уже неактуален. Раньше меня растрировало, что авторы не сумели показать весь олимпийский пантеон и некоторых других колоритных героев, но выход второй части явно это исправит. Особенно меня порадовало наличие Аполлона и Гекаты, не говоря уж о том, что протагонисткой окажется такая малоизвестная богиня, как Мелиноя.
Что же, напоследок я хочу попросить прощения, если этот отзыв показался излишне слащавым и перехваленным. Просто Hades - это одно из тех произведений, которых я могу назвать близкими к эталону.