В известном письме к Мильтону Уолдману Толкин много и подробно рассказывает ему о "Сильмариллионе". Одним из ключевых моментов, на котором Профессор заостряет внимание, это понятие "магии", которое частично синонимично понятию "машина". Вот что пишет об этом Толкин:
В Средиземье магия (во всех её проявлениях) не была чем-то, чему можно было научиться, а являлась врождённым навыком, поэтому ей обладали Маги, Эльфы и Гномы, но не Люди, за исключением Арагорна.
Интересно услышать ваше мнение по поводу этих двух видов магии и их проявлений в работах Толкина.
Под последним [Машина (Магия)] я разумею любое использование внешних систем или приспособлений (приборов) вместо того, чтобы развивать врожденные, внутренние таланты и силы – или даже просто использование этих талантов во имя искаженного побуждения подчинять: перепахивать реальный мир или принуждать чужую волю. Машина – наша более очевидная современная форма, хотя и соотносится с магией теснее, нежели обычно признается.
Слово «магия» я использовал не вполне последовательно; эльфийская королева Галадриэль даже вынуждена объяснять хоббитам, что они ошибочно употребляют это слово как для обозначения уловок Врага, так и действий эльфов. Моя непоследовательность объясняется тем, что термина для обозначения последнего не существует (ведь все человеческие истории страдают той же путаницей). Однако эльфы призваны (в моих историях) продемонстрировать разницу. Их «магия» – это Искусство, освобожденное от многих его человеческих ограничений: более легкое и непринужденное, более живое, более полное (произведение и замысел идеально соответствуют друг другу). А целью еe является Искусство, а не Власть, вторичное творчество, а не подчинение и не деспотичная переделка Творения. Эльфы «бессмертны», по меньшей мере пока длится этот мир, и потому их скорее занимают горести и тяготы бессмертия среди изменчивого времени, нежели смерть. Врага в последовательных его обличиях всегда «естественным образом» занимает абсолютная Власть, он – Владыка магии и машин; но проблема, – что это страшное зло может родиться и рождается от вроде бы доброго корня, из желания облагодетельствовать мир и других – быстро и в соответствии с собственными планами благодетеля, – становится повторяющимся мотивом.
Толкин различает два вида магии. Первый он именует термином magia, второй - goeteia. Эти два вида магии не делятся на хорошее и плохое, а различаются только по целям, с которыми они применяются. Magia - это машины, механизмы, творения рук, и она имеет видимые проявления в реальном мире. Это творения Элфов в благих целях, и создания врага с целью уничтожения. Goeteia связана с восприятием и волей. И если для Эльфов это искусство и его духовные, художественные проявления, то для, скажем, Саурона - это устрашение, власть и подчинение себе умов других.Слово «магия» я использовал не вполне последовательно; эльфийская королева Галадриэль даже вынуждена объяснять хоббитам, что они ошибочно употребляют это слово как для обозначения уловок Врага, так и действий эльфов. Моя непоследовательность объясняется тем, что термина для обозначения последнего не существует (ведь все человеческие истории страдают той же путаницей). Однако эльфы призваны (в моих историях) продемонстрировать разницу. Их «магия» – это Искусство, освобожденное от многих его человеческих ограничений: более легкое и непринужденное, более живое, более полное (произведение и замысел идеально соответствуют друг другу). А целью еe является Искусство, а не Власть, вторичное творчество, а не подчинение и не деспотичная переделка Творения. Эльфы «бессмертны», по меньшей мере пока длится этот мир, и потому их скорее занимают горести и тяготы бессмертия среди изменчивого времени, нежели смерть. Врага в последовательных его обличиях всегда «естественным образом» занимает абсолютная Власть, он – Владыка магии и машин; но проблема, – что это страшное зло может родиться и рождается от вроде бы доброго корня, из желания облагодетельствовать мир и других – быстро и в соответствии с собственными планами благодетеля, – становится повторяющимся мотивом.
В Средиземье магия (во всех её проявлениях) не была чем-то, чему можно было научиться, а являлась врождённым навыком, поэтому ей обладали Маги, Эльфы и Гномы, но не Люди, за исключением Арагорна.
Интересно услышать ваше мнение по поводу этих двух видов магии и их проявлений в работах Толкина.
Последнее редактирование: