Самая первая волна российского (а тогда ещё — советского) толкинизма случилась в перестроечные года, вместе с первыми официальными переводами Толкина.
Но эта волна обязана не официальным переводам.
Тогда был настоящий бум «самиздатовских» переводов Профессора — многие даже в Москве и Ленинграде желали получить (даже не в личное пользование — а просто на время, чтобы прочитать) ксерокопию такого перевода. И очереди на каждый такой экземпляр были огромными.
Именно тогда и зародился толкинизм как явление.
Вторая волна была позже, как раз перед распадом СССР.
Её устроили ролевики.
Серьёзно, количество Полевых Ролевых Игр по Толкину тогда было столь огромным, что слово «толкинисты» в массах стало ассоциироваться именно с ролевиками (что сохраняется и поныне — и во все времена злило самих толкинистов).
В те же времена были написаны основные «Апокрифы» — фанатские произведения по мотивам Толкина.
Отношение к ним было разное. От одобрения — до ненависти. Между канонистами и апокрифистами в те времена бушевали яростные войны.
Весь этот разброд и шатание нанёс толкинизму очень серьёзный ущерб — какое-то подобие нормального сообщества начало восстанавливаться (что характерно — под чутким руководством ещё тех, «самиздатовских», толкинистов) только к концу 90-х годов.
А вскоре после случилась экранизация «Властелина Колец».
Событие крайне масштабное, оживившее толкинизм и снова разделившее его на два лагеря.
Но после этого, к середине нулевых, толкинизм начал медленно угасать, превращаясь в своего рода реликт прошлого. Экранизация «Хоббита» замедлила процесс — но не остановила его.
Но эта волна обязана не официальным переводам.
Тогда был настоящий бум «самиздатовских» переводов Профессора — многие даже в Москве и Ленинграде желали получить (даже не в личное пользование — а просто на время, чтобы прочитать) ксерокопию такого перевода. И очереди на каждый такой экземпляр были огромными.
Именно тогда и зародился толкинизм как явление.
Вторая волна была позже, как раз перед распадом СССР.
Её устроили ролевики.
Серьёзно, количество Полевых Ролевых Игр по Толкину тогда было столь огромным, что слово «толкинисты» в массах стало ассоциироваться именно с ролевиками (что сохраняется и поныне — и во все времена злило самих толкинистов).
В те же времена были написаны основные «Апокрифы» — фанатские произведения по мотивам Толкина.
Отношение к ним было разное. От одобрения — до ненависти. Между канонистами и апокрифистами в те времена бушевали яростные войны.
Весь этот разброд и шатание нанёс толкинизму очень серьёзный ущерб — какое-то подобие нормального сообщества начало восстанавливаться (что характерно — под чутким руководством ещё тех, «самиздатовских», толкинистов) только к концу 90-х годов.
А вскоре после случилась экранизация «Властелина Колец».
Событие крайне масштабное, оживившее толкинизм и снова разделившее его на два лагеря.
Но после этого, к середине нулевых, толкинизм начал медленно угасать, превращаясь в своего рода реликт прошлого. Экранизация «Хоббита» замедлила процесс — но не остановила его.